Рабочая программа ДО Изостудия

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
3-4
« Изостудия-----------------------------------------------------------------------1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной
4-5
общеразвивающей программы художественной направленности
« Изостудия»---------------------------------------------------------------------1.1.3.Значимые для разработки программы характеристики------- 5-6
2 Содержательный раздел
2.1.
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы « Изостудия»-----------------------------------------------------2.2.Организация и содержание деятельности дополнительной
образовательной программы « Изостудия»--------------------------------2.3. Рабочие программы
2.3.1. Рабочая программа по модулю «Цветовосприятие »-(5-6 лет)
2.3.2.Рабочая программа по модулю «Жанр изобразительных
искусств»-(5-6 лет)------------------------------------------------------------2.3.3. Рабочая программа по модулю «Цветовосприятие »(6-7лет)
2.3.4.Рабочая программа по модулю «Жанр изобразительных
искусств»-(6-7 лет)-----------------------------------------------------------2.4. Планируемые результаты----------------------------------------------3 раздел. Организационный
3.1. Учебный план-------------------------------------------------------------3.2. Календарный учебный график---------------------------------------3.3.Расписание--------------------------------------------------------------3.3. Оценочные и методические материалы --------------------------3.4. Материально-техническое оснащение-----------------------------3.5Учебно-методическая литература-------------------------------------4. Дополнительный раздел
Презентация программы.--------------------------------------------------

7-11

12-14
14-22
23-24
25-33
34-36
37
38
39
40-46
47-48
47-48

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский сад
№ 533 (далее - МБДОУ) реализуется дополнительная общеобразовательная
программа- дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста (5-7 лет) художественной направленности
« Изостудия» (далее - дополнительная общеразвивающая программа
« Изостудия». Срок ее реализации 2 года.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
разработана
в
соответствии с действующим законодательством и иными нормативными
правовыми документами, локальным актами МБДОУ, регулирующими
деятельность учреждения дошкольного образования:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня,
2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования".
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08249"Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
7.

Устав МБДОУ детский сад № 533

3

Структура программы представлена тематическими модулями, каждый из
которых состоит из психофизиологического обоснования, учебнотематического плана, содержания образования, планируемого результата.
Содержательный раздел содержит информацию о насыщенности занятий
интересным материалом, описание форм, способов, методов и средств
реализации
программы
с
учетом
индивидуальных
особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей.
Программа дополнительного образования по приобщению детей к
декоративно-прикладному искусству «Изостудия» рассчитана на 2 года
обучения детей дошкольного возраста: 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет
(подготовительная группа).
1.1.1. Цели и задачи.
Цель: развивать художественное восприятие, образное мышление.
Задачи:







Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета,
формы, композиции).
Познакомить с разными видами нетрадиционной техники.
Создавать условия для работы с разными материалами. Способствовать
использованию их как одного из средств самовыражения.
Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать
то, что для детей интересно или эмоционально значимо.
Помогать детям осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски
для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков.
Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться
результата, несмотря на возникшие трудности.

1.1.2. Принципы формирования дополнительной образовательной
программы:
- личностно-ориентированный;
- принцип развивающего и воспитывающего характера образования,
направлен на всестороннее развитие творческой личности и
индивидуальности ребенка;
- принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
благоприятных условий для полного проявления способностей каждого
воспитанника и своевременной коррекции проблем в его развитии;
- принцип занимательности предполагает вовлечение детей в
целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнять
предъявленные задания и стремление к достижению конечного результата;
4

- принцип доступности определяет учет особенностей развития ребенка,
анализ содержания образования с точки зрения его реальных возможностей и
оптимальных
форм
организации
образовательного
процесса
без
интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;
- принцип сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставления ему
свободы развития позволяет создать в ходе взаиморазвивающей деятельности
педагога и ребенка атмосферу доброжелательности, эмоциональной
раскрепощённой;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.1.3.Значимые для разработки программы характеристики.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - значимый период в жизни человека т.к. от
рождения до школы он проходит активный, уникальный путь развития. Это
период интенсивного физического роста и общего укрепления организма,
развития головного мозга, всех основных функций организма, формирования
речевой культуры общения, нравственных качеств, трудовых навыков.
Развитие ребенка представляет собой процесс физического, психического и
социального созревания и охватывает все количественные и качественные
изменения врожденных и приобретенных свойств. В процессе психического
развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых,
эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт
личности.
Дошкольники: комплексное развитие мыслительных операций (дети
мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта (высокий
уровень составляет 130 IQ, а не 100; раньше такой IQ встречался у одного
ребенка из десяти тысяч); дети 2-3 лет справляются с заданиями,
рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной
потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее
удовлетворения, если не получает необходимой «порции» информационной
энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный
перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти
намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет
воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий
промежуток времени. Современные дошкольники не испытывают стресса при
контакте с техникой (Интернетом, компьютером, мобильным телефоном и пр.)
и воспринимают их как реальный источник информации.
Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует
над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?».
Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он
старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает
рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети
настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят
5

насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к
проявлению своей деятельной натуры.
Таким образом, при разработке общеобразовательной программы детского
сада учитывается, что с поправкой на индивидуальные особенности,
уникальность личного социального опыта и индивидуальную траектории
развития современный ребенок обладает:
 достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и
отношений объектов, явлений и ситуаций;
 памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь
воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;
 мышлением, достаточным для осознания, установления связей между
сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и
событиями;
 речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как
ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в
отношения разного уровня и направленности;
 исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых
впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные,
многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их
скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных
взаимодействий;
 сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать
самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и
как субъекту социальных отношений;
 внутренней позицией, которая, в основном будет сформирована как
новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку
индивидуально
(на
основе
собственных
мировоззренческих
представлений) относиться событиям и явлениям,
что соответствует тем потенциальным способностям, которыми должен
обладать человек для развития и саморазвития, для реализации в
сотрудничестве и самореализации в самостоятельно выбранных видах
деятельности. Эти потенциальные способности составляют основу (базу) для
реализации ребенком своих компетенций (прав), приобретения и проявления
основ ключевых компетентностей: коммуникативной,
познавательной,
здоровьесберегающей, информационной и, что для нас очень важно,
творческой

6

2. Содержательный раздел.
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы
«Изостудия»
Направленность данной дополнительной образовательной программы:
развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь
способности к реализации замыслов посредством использования
изобразительных средств выражения), развитие пространственного
мышления,
тактильной
памяти,
мелкой
моторики,
воспитание
художественного
вкуса,
знакомство
детей
с
нетрадиционными
изобразительными технологиями.
Программа состоит из двух модулей:
1. Цветовосприятие
2. Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж,
анималистический, сказочно-былинный жанр
2.2. Организация и содержание деятельности по дополнительной
образовательной программе Изостудия»
Совместная деятельность проводится один раз в неделю, оптимальное
количество детей в группе 8-10человек.
Психолого-педагогическое сопровождение
творческого развития детей в
контексте данной программы предполагает 80 занятий совместной
деятельности детей 25 минут старшая группа, 30 минут подготовительная
группа.
Система работы состоит из 2 модулей. При работе по этим
происходит постепенное творческое развитие ребенка.

модулям

Основные условия успешного развития творческих способностей:
1. Комфортная психологическая обстановка.
2. Фоновое музыкальное сопровождение (в основном классическая
музыка)
3. Усвоение различных техник и средств.
Многообразие технологий обогащает личный опыт ребенка, усиливают
раскрытие творческого потенциала.
4.Предоставление ребенку свободы в творческой деятельности.
7

Предполагается самостоятельный выбор ребенком материала для выполнения
работы, сюжета, техники в творческой деятельности.
5.Принятие индивидуальных особенностей ребенка. Позитивное оценивание
результатов творческой деятельности, позитивные установки повышают
самооценку ребенка и формируют адекватную «Я-концепцию».
6. Доброжелательная помощь взрослых.
Занятия предполагают постепенный переход роли педагога от активного
взаимодействия с детьми (руководящей – обучающей роли) к менее активному
взаимодействию (направляющей роли). Такая система позволяет формировать
у
дошкольников на основе самостоятельного выводимого опыта
самоконтроль, самостоятельность работ, умение доказывать и отстаивать
свою точку зрения, а также почувствовать себя творцом.
7.Помощь со стороны родителей предполагает заинтересованное
взаимодействие, выстраивание стратегии воспитательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей ребенка, их участие в формировании
творческих способностей. Мотивацию творческой деятельности через
некритичное оценивание результатов. Ежеквартально проводятся во всех
группах совместные с родителями занятия.
1 Модуль: «Цветовосприятие»
Учет возрастных особенностей
Задачи модуля
Содержание модуля «Цветовосприятие»
Для детей 5-6 лет:
1.Познакомить с цветами, которые относятся к теплой и холодной части
спектра, познакомить со способом получения нового цвета красок. Учить
смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона
2. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лет
3. Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать
технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками – большое крыло,
кулачок – маленькое крыло). Познакомить детей с симметрией (на примере
бабочки). Развивать пространственное мышление.
4. Совершенствовать новую технику рисования мыльными пузырями.
Развивать фантазию, воображение.
Для детей 6-7 лет:
1. Помочь освоить цветовую гамму
Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата,
несмотря на возникшие трудности
2. Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки.
Совершенствовать технику живописи по- мокрому .
8

3. Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя
различную технику рисования.
2.Модуль: «Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет,
пейзаж, анималистический, сказочно-былинный жанр.
Содержание модуля «Жанры изобразительного искусства»
Для детей 5-6 лет:
1.Расширение представлений детей о возможных способах художественного
изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о
теплой цветовой гамме. Формирование навыков создания несложной
цветовой композиции
2. Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев
простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем
листе пейзаж осени (без листьев)
3. Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием
тычкования – учить делать ежика, грибочки на него. Развивать чувство
композиции.
4. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и
рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.
5 Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках
6. Познакомить с новой техникой – рисования с ниточкой. Воспитывать
аккуратность.
7. Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках.
Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по
всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.
8. Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Развивать фантазию.
9. Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать
способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить
умение изображать снег, используя рисование
10. Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Учить
передавать настроение ветра с помощью графики. Упражнять в
использовании средств выразительности.
11. Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках.
Закрепить умение печатать по трафарету, равномерно делать напыление по
всему листу, рисовать свечой. Развивать воображение, творчество.

9

12. Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства
графики. Познакомить с новой техникой – рисования с ниточкой.
Воспитывать аккуратность в передаче отношения к изображаемому.
Развивать чувство композиции
13.Познакомить с новой техникой – рисования с ниточкой. Воспитывать
аккуратность
14. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками,
ладошками, отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск
мятой бумагой, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство
юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.
15. Учить создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать
по трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Для детей 6-7 лет
1.Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и
величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания.
Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе
рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.
2. Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок.
Развивать чувство композиции.
3. Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с
ниточкой. Развивать воображение.
4. Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках,
уметь сочетать их.
5. Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках оттиск мятой
бумагой, печать ладошками. Учить превращать отпечатки из ладошки в
кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее
выразительно. Развивать чувство композиции.
6. Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг
и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.
7. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках.
8. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках.
9. Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на
расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать
зимний колорит. Развивать цветовосприятие.
10 Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью
напыления, процарапывания.
10

11. Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать
выразительный образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции.
12. Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение
изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными
приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками, графически
выразительными средствами. Развивать чувство композиции.
13 Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и
рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие,
чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных.
14. Совершенствовать умение рисовать свечой и акварелью работать в
технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.
15. Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах,
навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета.
16 Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и
рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать
цветовое восприятие, чувство ритма.
17. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках
18. Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для
копирования

11

2.3. Рабочие программы
Рабочая программа по модулю: «Цветовосприятие»
Возраст: 5-6 лет

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Заложить фундамент эстетических основ
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение,
эмоциональное отношение к деятельности.
Учебно-тематический план
по модулю « Цветовосприятие»
для детей 5=6 лет
Модуль

Тема

I.
Азбука цветов
Цветовосприятие Веселые уроки карандаша
Холодные и теплые картины
Летний луг, который я видел летом
Бабочка
Рисуем мыльными пузырями
Нарядный мухомор

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

Осенний лес

Всего по модулю:

8

12

Перспективный план по модулю «Цветоведение»

1
2

3

4

5

6

7

Азбука
цветов
Веселые
уроки
карандаша
Холодные и
теплые
картины
Летний луг, Мелки +
который я акварель
видел летом

Цветоведение
Сентябрь
Познакомить с цветами, Тон, цвет
которые относятся к
теплой и холодной
части спектра,
познакомить со
способом получения
нового цвета красок.
Учить смешивать цвета
на палитре, добиваясь
нужного тона
Закрепить ранее
Цвет, линия,
усвоенные умения и
пятно,
навыки в данной
фактура
технике. Содействовать
наиболее
выразительному
отражению
впечатлений о лете.

Акварель,
гуашь, трафарет
палитры, бумага
для рисования

Бумага для
рисования,
восковые мелки,
акварель,
трафареты
цветов, гуашь в
мисочках,
поролоновые
тампоны, кисти.
Бабочка
Монотипия, Упражнять детей в
Пятно, цвет, Силуэты
обведение
технике монотипии.
симметрия
симметричных и
ладошки,
Закрепить умение
несимметричны
пальчиковая использовать технику
х предметов в
живопись
печатания ладошки с
иллюстрации
сомкнутыми
бабочек, лист
пальчиками – большое
бумаги, белый
крыло, кулачок –
квадрат, гуашь,
маленькое крыло).
кисть, простой
Познакомить детей с
карандаш.
симметрией (на
примере бабочки).
Развивать
пространственное
мышление.
Рисуем
Совершенствовать нов Цвет, пятно Разведенные
мыльными
ую технику рисования
мыльные пузыри
пузырями
мыльными пузырями.
(шампунь,
Развивать фантазию,
гуашь, вода)
воображение.
лист бумаги и
трубочка для
коктейля
Нарядный Печать клише, Закрепить умения,
Пятно,
Печатки и
мухомор
пальчиковая используя технику
фактура, цвет трафареты,
13

8

Осенний
лес

живопись,
печатанья. Развивать
поролон
чувство композиции.
Пальчиковая
живопись,
монотипия

простой
карандаш,
поролоновые
тампоны, гуашь
в мисочках.

Рабочая программа
Модуль «Жанры изобразительного искусства.»
Учебно-тематический план
по модулю « Жанры изобразительного искусства»
для детей 5-6 лет
Модуль
I
Жанры
изобразительного
искусства

Тема
Натюрморт
Пейзаж
Портрет
Анималистика
Сказочно-былинный жанр

Всего по модулю:

1

Фотография Печать
листа
листочком

Количество
часов
8
24
16
8
16
68

Натюрморт
Октябрь
Расширение
Пятно,
представлений детей о фактура, цвет
возможных способах
художественного
изображения;
знакомство с методом
печати листьями.
Закрепление знаний о
теплой цветовой гамме.
Формирование навыков
создания несложной
цветовой композиции

Гуашь, широкие
кисти, цветная
бумага, клеенка
для черновой
работы,
разнообразные
по форме листья

д/в № 10-2000 г.
стр.17
14

2

Осенние
листья

Тиснение

3

Осенний
пейзаж

Тычкование

4

Ваза с
цветами

Печать по
трафарету

5

Натюрморт
из овощей
«Что нам
осень
подарила?»
Праздничн
ый торт
Фрукты на
столе
(арбуз и
фрукты)

Свеча +
акварель

6
7

Любая

Познакомить с
Фактура, цвет Шаблоны
техникой тиснения.
листьев разной
Учить обводить
формы, простой
шаблоны листьев
карандаш,
простой формы, делать
цветные
тиснение на них. По
карандаши,
желанию рисовать на
материал для
общем листе пейзаж
тиснения
осени (без листьев)
(предметы с
различной
фактурой),
ватман, гуашь,
кисти.
Закрепить умение
Фактура,
Ножницы, клей,
вырезать листья и
объем
карандаш,
приклеивать их на
квадраты (2х2
деревья, прием
см) из газетной
тычкования – учить
бумаги (около
делать ежика, грибочки
40 шт.), красная,
на него. Развивать
коричневая и
чувство композиции.
белая бумага для
грибов
(прямоугольник
и), листья,
изготовленные
на предыдущих
занятиях.
Совершенствовать
Пятно,
Печатки и
умение в
фактура, цвет трафареты,
художественных
простой
техниках печатания и
карандаш,
рисования пальчиками.
поролоновые
Развивать цветовое
тампоны, гуашь
восприятие, чувство
в мисочках.
ритма.
Цвет, линия, Акварель,
пятно,
бумага для
фактура
рисования,
свеча, кисти

Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
Печать
Пятно,
экспериментировании
с
поролоном,
фактура, цвет
мятая бумага, материалами,
пальчиковая необходимыми для
работы в
живопись
нетрадиционных
изобразительных
техниках.

Все имеющие в
наличии
Печатки и
трафареты,
простой
карандаш,
скомканная
бумага,
поролоновые
15

8

Цветы в
вазе

Кляксография Познакомить с новой Пятно
с ниточкой
техникой – рисования с
ниточкой. Воспитывать
аккуратность.

1

Сказочные Мелки +
цветы
акварель

2

Сказочные Монотипия
цветы
Осень в
Монотипия
лесу

3

5

Заколдован Любая
ный лес
Звездное
Напыление,
небо
печать по
трафарету

6

Березовая
роща

7

Рисунок
ветра

8

Первый
снег

4

Пейзаж
Ноябрь
Совершенствовать
рисование в данных
нетрадиционных
техниках. Закрепить
умение печатать по
трафарету, равномерно
делать напыление по
всему листу, рисовать
свечой. Развивать
воображение,
творчество.

Цвет, линия,
пятно,
фактура
Пятно, цвет,
симметрия
Пятно, тон,
вертикальная
симметрия,
изображение
пространства
в композиции

тампоны, гуашь
в мисочках.
Ниточка,
трафареты,
поролоновые
тампоны,
акварель, гуашь
в мисочках.

Акварель,
бумага для
рисования,
мелки, кисти

Все имеющиеся
в наличии
Точка,
Зубная щетка,
фактура
гуашь, бумага
для рисования,
трафареты
Рисование
Цвет,
Акварель,
свечой
фактура,
бумага для
пятно, линия рисования,
свеча, кисти
Выдувание из Учить направлять
Пятно
Бумага, тушь
трубочки
струю выдыхаемого
или жидко
воздуха. Развивать
разведенная
фантазию.
гуашь в
мисочках,
пластиковая
ложка
Монотипия. Учить рисовать дерево Пятно,
Блюдце с
Рисование
без листьев в технике фактура, цвет штемпельной
пальчиками, монотипии, сравнивать
подушкой из
мятой
способ его изображения
тонкого
бумагой
с изображением дерева
поролона,
с листьями. Закрепить
пропитанного
умение изображать
гуашью, плотная
снег, используя
бумага любого
рисование пальчиками.
цвета и размера,
смятая бумага,
16

1

2

3
4

5
6
7
8

1
2

3

Листья на
ветру

Развивать чувство
композиции.
Декабрь
Графический Познакомить с
Линия,
граттаж
нетрадиционной
штрих.
техникой черно-белого
граттажа. Учить
передавать настроение
ветра с помощью
графики. Упражнять в
использовании средств
выразительности.

трафареты из
пенопласта

Полукартон
либо плотная
бумага белого
цвета, свеча,
широкая кисть,
черная тушь,
жидкое мыло (1
капля на 1 ст.
л.туши) или
зубной порошок,
мисочки для
туши, палочка с
заточенными
концами
Кораблик в Живопись по Совершенствовать
Цвет, пятно, Акварель,
море
– мокрому,
умения и навыки в
фактура,
акварельные
акварельные свободном
точка
мелки, бумага,
мелки
экспериментировании с
кисти
материалами,
Лесные
Мятая бумага,
Гелевая ручка,
необходимыми для
тропинки обрывание
цветные
работы в
карандаши,
нетрадиционных
скомканная
изобразительных
бумага, газетные
техниках.
листы, гуашь
Ночь в лесу Обрывание,
Зубная щетка,
напыление
гуашь, бумага
для рисования,
Новогодняя Любая
трафареты,
елочка
бумага для
Кто живет в Мятая бумага,
обрывания.
зимнем
напыление,
лесу
пальчиковая
Акварель,
живопись
бумага для
рисования,
кисти,
скомканная
бумага
Январь
Снеговик Мятая картина Совершенствовать
Цвет, фактура Салфетки
во дворе
рисование в данных
разного цвета,
нетрадиционных
кисти, бумага,
техниках. Закрепить
иллюстрации
умение печатать по
пейзажей со
трафарету, равномерно
снеговиком,
делать напыление по
клей
всему листу, рисовать
17

4

5
6

7

8

1

2

3

4

свечой. Развивать
Свеча,
воображение,
Узоры Деда граттаж,
творчество.
Мороза
процарапыван
ие
Совершенствовать
рисование в данных
Волшебные Выдувание из нетрадиционных
техниках. Закрепить
узоры
пятна
умение печатать по
Зимняя
Печать
трафарету, равномерно
картина
поролоном,
пенопластом, делать напыление по
мятая бумага всему листу, рисовать
Рябина
Скомканная свечой. Развивать
воображение,
зимой
бумага –
творчество.
наложение
Дорисуй
Любая
кораблик и
сказочный
город

Азбука
Работа по
настроений схемам

Акварель,
бумага для
Фактура,
рисования,
линия, цвет свеча, кисти,
палочки для
процарапывания
Пятно
Бумага, тушь
или жидко
разведенная
Пятно,
фактура, цвет гуашь в
мисочках,
пластиковая
ложка,
поролоновые
тампоны, смятая
бумага
Все имеющиеся
в наличии

Портрет
Февраль
Закрепить умение
Цвет, линия,
работать по схемам, с пятно,
техникой печати
фактура
ладошками, по
трафарету, обрывания и
набрызга. Развивать
цветовосприятие.

Бумага для
рисования,
акварель,
восковые мелки,
Акварель +
бумага для
восковые
обрывания,
мелки
трафареты,
Дед Мороз Обрывание,
зубная щетка,
идет по
напыление
расческа, гуашь
лесу
Мой
Черно-белый Учить рисовать портрет Линия, точка, Приготовленный
портрет
граттаж
человека, используя
штрих
лист для черновыразительные
белого граттажа,
средства графики.
черный маркер,
Содействовать
палочка для
передаче отношения к
процарапывания
изображаемому.
, сангина,
Развивать чувство
репродукции
композиции.
портретов,
эскизы.
Я рисую
Мятая бумага,
Цвет,
Скомканная
своего папу обрывание
фактура,
бумага,
объем
приготовленная
бумага для
обрывания,
гуашь, кисти

18

5

6

7
8

1
2
3
4
5

6
7

8

1

2
3

Платье для Тычкование
принцессы ватными
палочками
Лесовичок Тычок
жесткой
кистью
Одежда для Любая
моего папы
Мой друг Любая

Совершенствовать
технику тычкования.
Развивать чувство
ритма. Воспитывать
аккуратность.

Цвет,
Ватные палочки,
фактура,
жесткие кисти,
объем
бумага для
Фактура, цвет рисования,
гуашь в
мисочках,
трафареты.
Все имеющиеся
в наличии.

Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Март
Моя мама Сангина
Учить рисовать портрет Линия,
Приготовленный
человека,
используя
штрих,
Точка,
лист для черноМой
Графические
выразительные
цвет, пятно, белого граттажа,
воспитатель средства,
средства
графики.
фактура
черный маркер,
сангина
Содействовать
палочка для
Гриб Любая
передаче
отношения
к
процарапывания
боровик
изображаемому.
, сангина,
Автопортре Работа по
Развивать
чувство
репродукции
т
трафарету
композиции.
портретов,
эскизы,
трафареты
Мой друг Любая
Все имеющиеся
карандаш
в наличии.
Я модельер Свеча +
Акварель,
акварель
бумага для
рисования,
свеча, кисти
Любая
Все имеющиеся
в наличии
Анималистика
Апрель
Пингвины Ладошка
Совершенствование
Пятно, цвет, Гуашь, акварель,
на льдине
нетрадиционных
фантастическ кисти, бумага
техник (рисование
ий силуэт
для рисования,
скомканная
Снег – мятая пальчиками,
Пятно,
ладошками, отпечатки фактура, цвет бумага, клей,
бумага
разными предметами, Фактурность карандаш,
Я рисую
Тычок
тычок сухой кистью,
пушистика жесткой
окраски, цвет квадраты (2х2
оттиск мятой бумагой,
см) из газетной
и колючую кистью и
кляксография).
бумаги
голову
19

4

5
6
7
8

1

2
3

оттиск мятой Развитие творческого
бумагой
воображения и чувство
Птицы
Кляксография юмора. Воспитание
Пятно
самостоятельности,
прилетают
уверенности,
с юга
инициативности.
ПаукОбрывание
Совершенствовать уме Фактурность,
крестовик
ния использовать
цвет
Стрекоза Тычкование данную
Дружная
Тычкование, изобразительную
семейка
пальчиковая технику. Познакомить с
техникой печатанья
(совы) на живопись,
листьями
ветке
печатанье
листьями

Зеленый
лягушонок
в зеленой
траве
Волшебная
карета

5

Шапканевидимка
Иллюстрир
уем сказку
«Три
медведя»

6

Кот
Мурлыка

4

Сказочно-былинный жанр
Май
Напыление
Закрепить умение
Фактура,
красками
работать с техникой
точка, цвет,
разными по печати ладошками, по пятно
оттенку
трафарету и набрызга.
Развивать
Печать по
цветовосприятие.
трафарету,
Учить смешивать
ладошки,
пальчиковая краски прямо на
листьях или тампоном
живопись
при печати.
Любая
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
По выбору
экспериментировании с
детей
материалами,
необходимыми для
работы с
нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему.
Напыление, Учить создавать образ
выкладывание кота, используя
рисом
смешение красок,
набрызг, печать по
трафарету, пальчиками,
ладошками, в технике
обрывания. Развивать

Салфетки,
ножницы,
квадраты (2х2
см) из газетной
бумаги,
подготовленный
фон, листья для
печатанья,
гуашь, акварель.

Бумага для
рисования,
гуашь, кисти,
поролоновые
тампоны,
трафареты

Все имеющиеся
в наличии

Бумага для
рисования,
зубная щетка,
расческа, гуашь,
крашенный рис,
клей, эскизы,
иллюстрации

20

7

Чунга –
чанга

Обрывание,
пальчиковая
живопись

(коллектив
ная
работа)
Ладошки,
мятая картина,
печать

8

1

2
3
4

цветовосприятие.
Фактура,
Упражнять в рисовании цвет, пятно
с помощью данных
техник.

Бабочки
собирают
нектар
Бабочка махаон
Рыбы в
пруду
Майский
жук

Бумага для
рисования,
бумага для
обрывания, гуа
шь, клей,
эскизы,
иллюстрации
Бумага для
рисования,
скомканная
бумага, кисти,
трафареты,
поролоновые
тампоны, гуашь,
крашенный рис,
клей, эскизы,
иллюстрации

Июнь
Монотипия
Закрепить знание детей
о симметричных и
нессиметричных
предметах, навыки
Ладошки,
рисования гуашью.
ступни ног
Мятая бумага Совершенствовать раб
оту в данных техниках.
Ступни ног

5

Фрукты на Восковые
блюде
мелки +
акварель

6

Лесные
кружева

Любая

Цвет, пятно, Бумага для
симметрия
рисования,
гуашь, кисти,
Пятно, цвет поролоновые
тампоны,
Фактура, цвет трафареты,
скомканная
Пятно, цвет бумага, клей,
эскизы, простой
карандаш,
иллюстрации
Совершенствовать
Цвет, линия, Бумага для
умения в данных
пятно,
рисования,
техниках. Учить
фактура
гуашь, кисти,
отображать фрукты
восковые мелки,
наиболее выразительно,
акварель.
использовать
необычные материалы
для создания
выразительного образа.
Совершенствовать
Все имеющиеся
умения и навыки в
в наличии
свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для
работы с
нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
21

7

8

самостоятельно
технику и тему.
Лесная
Выкладывани Совершенствовать
Фактура, цвет Клей, бумага для
опушка
е крупами или умения в данных
рисования,
рисование
техниках. Учить
крупы (рис,
пряжей
отображать образы
гречка, овес,
животных наиболее
макароны, и
выразительно,
т.д.), пряжа
использовать
разных цветов и
необычные материалы
оттенков
для создания
выразительного образа.
Тюльпаны Любая
Совершенствовать
Все имеющиеся
и бабочка
умения и навыки в
в наличии
свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для
работы с
нетрадиционных
изобразительных
техниках. Закрепить
умение выбирать
самостоятельно
технику и тему.

22

2.3.3.Рабочая программа по модулю « Цветовосприятие»

Возраст: 6-7 лет
Количество занятий: 72
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное
отношение к деятельности.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы

Учебно-тематический план
по модулю «Цветовосприятие»
для детей 6-7 лет
Модуль

Тема
Азбука живописной грамоты

Цветовосприятие

Всего по модулю:

Контрастные и дополнительные цвета
В гостях у солнышка
У царя Нептуна в подводном царстве
Летняя березка
Осенняя березка
Зимняя березка
Весенняя березка

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8

23

Перспективный план

Тема

Техника

1 Азбука
живописной
грамоты
2 Контрастные Работа на палитре
и
дополнитель
ные цвета
3 В гостях у Живопись по
солнышка мокрому
4 У царя
Живопись по
Нептуна в
мокрому
подводном
царстве

5 Летняя
березка
6 Осенняя
березка
7 Зимняя
березка
8 Весенняя
березка

Цель
Цветовосприятие
Сентябрь
Помочь освоить
цветовую гамму

Акварель +
шерстяные нитки
Акварель +
карандашная
стружка
Шерстяные нитки +
цв. бум.
Акварель +
пенопласт

Средства
Материалы
выразительн
ости

Цвет

Вызывать
желание довести
начатое дело до
конца и добиваться
результата, несмотря Цвет, пятно
на возникшие
трудности

Акварель, гуашь,
трафарет
палитры, бумага
для рисования

Научить смешивать
краски на палитре,
получать желаемые
оттенки.
Совершенствовать
технику живописи
по- мокрому .
Учить передавать
Цвет,
образ дерева –
фактура,
березки в разное
объем, тон
время года,
используя различную
технику рисования.

Акварель,
бумага для
рисования,
карандашная
стружка,
шерстяные
нитки, цв.
бумага,
пенопласт, клей,
кисти.

24

Рабочая программа
по модулю ««Жанры изобразительного искусства»
(6-7 лет)

Учебно-тематический план
по модулю ««Жанры изобразительного искусства»
для детей 6-7 лет
Модуль

Тема

I.
Жанры Натюрморт
изобразительного Пейзаж
искусства
Портрет
Анималистический жанр
Сказочно-былинный жанр
Всего по модулю:

Количество
часов
8
24
16
8
6
68

Перспективный план «Жанры изобразительного искусства»

1 Аленький
цветочек
2 Ветка
рябины с
натуры

Натюрморт
Октябрь
Учить создавать

Живопись по
мокрому
Тычкование мятой Совершенствовать
бумагой
умения в данной
технике.

Цвет, пятно, Акварель,
точка
бумага, кисти
Ножницы, клей,
карандаш,
квадраты (2х2
см) из газетной
бумаги (около 40
Учить анализировать
шт.), красная,
натуру, выделяя ее
коричневая и
особенности (форму
белая бумага для
вазы, вид и величину
грибов
цветов, форму
(прямоугольники
лепестков).
), листья,
Закрепить приемы
изготовленные
печатания.
на предыдущих
Развивать чувство
занятиях.
25

3 Букет
(астры,
георгины)
4 Корзина с
фруктами
5 Корзина с
фруктами

Печатание
картофелем

композиции. Учить
обращаться к натуре
в процессе
Рисование пастелью рисования,
подбирать цвета в
Печатка
соответствии с
пенопластом
натурой.
Свеча,
Закрепить умение
процарапывание
рисовать свечой и
акварелью,
процарапывать
рисунок. Развивать
чувство композиции.

6 Цветы в вазе Кляксография с
ниточкой

7
8

1
2

Познакомить с
нетрадиционной
художественной
техникой
кляксография с
ниточкой. Развивать
воображение.
Аквариум
Нитки + крашеный Совершенствовать
рис + ладошки
умения работать в
данных
изобразительных
техниках, уметь
сочетать их.
Пейзаж
Ноябрь
Осенний лес Мятая бумага
Совершенствовать
умение в
нетрадиционных
Кленовый
Ладошками
техниках оттиск
лист
мятой бумагой,
печать ладошками.
Учить превращать
отпечатки из
ладошки в кленовый
лист. Учить в работе
отражать облик
деревьев в лесу
наиболее
выразительно.
Развивать чувство
композиции.

Цвет,
фактура

Букет осенних
цветов, лист
бумаги, печатки,
пастель, гуашь,
поролоновые
тампоны.

Цвет,
фактура

Бумага, свеча,
акварель,
простой
карандаш,
палочка для
процарапывания,
гуашь, кисти,
репродукции
натюрмортов,
эскизы.
Цвет, пятно Бумага, тушь
разных цветов,
ниточка,

Фактура,
цвет

Нитки,
крашеный рис,
гуашь, бумага,
кисти.

Цвет, пятно, Скомканная
фактура
бумага, бумага
Цвет, пятно для рисования,
гуашь, кисти.

26

3 Осенние
мотивы
(ковер)

Набрызг с
трафаретом

4 Многосерий Фон – живопись поное полотно мокрому
5
Изготовление
трафарета цветов –
процарапывание ри
сунка
6
Завершение работы
– напыление
рисунка

7 В гости в
Африку пальма

Ладошки

Пальчиковая
живопись
8 Сбросил лес Пейзажная
последнюю монотипия
листву

1 Рисунок
ветра

Выдувание из
трубочки

2 Заколдованн Любая
ые деревья

Учить создавать
Цвет, точка,
образ осеннего ковра, фактура
используя смешение
красок, набрызг и
печать по трафарету.
Развивать
цветовосприятие.
Упражнять в
рисовании с
помощью данных
техник.
Учить создавать
Точка, цвет,
многосерийное
линия
полотно, используя
сочетание различных
изобразительных
техник. Воспитывать
чувство прекрасного.

Совершенствовать
данные
изобразительные
техники.

Подготовленные
ранее фон,
гуашь, кисти,
иллюстрации,
зубная щетка,
расческа,
трафареты

Бумага для
рисования,
акварель, кисти,
поролоновые
тампоны,
трафареты
цветов, бутонов,
скрепки для
процарапывания,
зубная щетка,
расческа, белая
гуашь
Пятно, точка Акварель,
бумага,
кисти, гуашь
Пятно, тон, либо акварель,
вертикальная влажная губка,
симметрия, кафельная
изображение плитка
пространства
в
композиции

Декабрь
Закрепить умение
Линия,
Акварель,
направлять струю
штрих, точка трубочки,
выдыхаемого
бумага, баночки,
воздуха в заданном
кисти
направлении.
Совершенствовать
Все имеющиеся
умения и навыки в
в наличии
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
27

3 Восход
солнца

Цветной граттаж

4 Звездное
небо
5 Зимний
пейзаж

Набрызг

6 Как мы
помогли
снеговичку

Любая

7 Березовая
роща

Свеча + акварель

Мятая бумага,
обрывание

8 Елочка к
Акв. + восковые
новому году мелки, напыление

изобразительных
техниках.
Совершенствовать
умение в
нетрадиционных
техниках цветной
граттаж, набрызг,
мятая бумага,
обрывание.
Развивать чувство
композиции.

Линия,
Цветной картон
штрих, цвет или плотная
бумага,
предварительно
раскрашенные
акварелью либо
фломастерами,
свеча, широкая
кисть, мисочки
для гуаши,
палочка с
заточенным
концом.
Пятно, цвет, Бумага,
линия, тон, акварель, кисти,
изображение зубная щетка,
пространства расческа,
в
репродукции
композиции пейзажей, елей,
эскизы,
скомканная
бумага, бумага
для обрывания
Все имеющиеся
в наличии

Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Закрепить умение
Цвет, линия,
рисовать свечой и
тон, штрих
акварелью. Учить
создавать
выразительный образ
березовой рощи.
Развивать чувство
композиции.
Учить рисовать
елочку восковыми
мелками, обращая
внимание на
расположение веток
и иголках на них.

Бумага, свеча,
акварель,
простой
карандаш,
гуашь, кисти,
репродукции
пейзажей,
эскизы.
Бумага,
акварель, кисти,
восковые мелки,
зубная щетка,
расческа,
репродукции
28

1 Рождественс Свеча + гуашь
кая ночь

2

Напыление,
процарапывание

3 В подводном Живопись по
мире
мокрому
Ладошками
Выдувание из
трубочки

4 Рисуем
мыльными
пузырями
5 В
Живопись по6 подводном мокрому + ладошки
мире
7 Пингвины на Снег, лед, полярная
льдине
ночь – живопись по
- мокрому, мятая
бумага

8

Пингвины –
ладошки,
напыление

Учить с помощью
пейзажей, елей,
акварели передавать
эскизы.
зимний колорит.
Развивать
цветовосприятие.
Январь
Закрепить умение
Точка,
Бумага,
рисовать свечой и
штрих, линия акварель, кисти,
гуашью. Учить
зубная щетка,
создавать
расческа,
выразительный образ
репродукции
рождественской
пейзажей, елей,
ночи. Развивать
эскизы, палочка
чувство композиции.
для
процарапывания
Учить передавать
настроение тихой
рождественской ночи
с помощью
напыления,
процарапывания.
Совершенствовать Пятно, цвет, Гуашь, акварель,
умение использовать штрих,
кисти, бумага,
данные
линия, точка трубочки,
изобразительные
баночки с
техники. Развивать
разведенной
чувство композиции.
краской

Учить изображать
Пятно,
снег, лед и полярную штрих
ночь, используя
гуашь разных цветов,
смешивая ее прямо
на бумаге. Закрепить
понятие о холодных
цветах. Упражнять в
аккуратном
закрашивании всей
поверхности листа.
Совершенствовать Пятно,
умение в
штрих
смешивании белой и
черной красок прямо
на листе бумаги.
Учить рисовать
семью пингвинов,
передавая разницу в

Бумага, гуашь,
кисть,
иллюстрации,
скомканная
бумага

Подготовленные
ранее пейзажи,
гуашь, кисти,
иллюстрации,
рисунки детей,
зубная щетка,
расческа
29

1 Рисование
человека по
схемам
2 Мой папа
Обрывание
3 Мой
Мелки + акварель
4 дедушка

5 Галстук для Любая
папы
6 Снежная
Мятая бумага,
королева
живопись по 7
мокрому,
напыление
8 Домовенок Мятая бумага
Кузя

1 А вот и я

Свеча + акварель

2 Моя мама

Сангина

3 Подснежник Мелки + акварель
и для моей
мамы

величине птиц.
Развивать умение
отображать в
рисунке несложный
сюжет.
Портрет
Февраль
Продолжать
знакомить детей с
жанром портрета.
Закрепить умение
изображать человека
по схемам (лицо,
фигура), пользуясь
различными
приемами рисования
сангиной,
обрыванием,
мелками, графическ
и выразительными
средствами.
Развивать чувство
композиции.
Совершенствовать
умения и навыки в
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Март
Закрепить умение
рисовать свечой и
акварелью.

Линия,
Бумага для
пятно, штрих рисования,
сангина,
репродукции
портретов,
эскизы, мелки,
акварель, бумага
для обрывания.

Бумага для
рисования,
акварель,
скомканная
бумага, репроду
кции портретов,
эскизы.

Пятно,
Бумага, свеча,
штрих, линия акварель,
простой
карандаш,
гуашь, кисти,
репродукции
портретов,
эскизы.

Закрепить умение
рисовать сангиной.
Учить рисовать
Цвет, линия
подснежники
восковыми мелками,
обращая внимание на
склоненную головку

Бумага,
акварель,
восковые мелки,
иллюстрации,
эскизы.
30

4

5

6
7

8

1
2

цветов. Учить с
помощью акварели
передавать весенний
колорит. Развивать
цветовосприятие.
Пусть мама любая
Совершенствовать
Все имеющиеся
моя будет
умения и навыки в
в наличии
самой
свободном
красивой
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Девочка Монотипия,
Закрепить знание
Бумага, кисти,
Весна
силуэтное
детей о
гуашь либо
рисование
симметричных и
акварель,
несимметричных
влажная губка,
предметах, навыки
кафельная
рисования гуашью.
плитка
Закрепить теплые
цвета.
А это вся
любая
Совершенствовать Линия, тон, Все имеющиеся
моя семья
умения и навыки в точка, штрих в наличии
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Выставка
Продолжать учить
Рисунки детей.
работ
рассматривать
рисунки. Поощрять
эмоциональные
проявления,
высказывания, выбор
понравившихся и
непонравившихся
рисунков.
Анималистический жанр
Апрель
Ежик из лесу Смешанная
Совершенствовать
Все имеющиеся
пришел
умение в
в наличии
художественных
Пушистый Тычок жесткой
Фактурность Бумага, трафарет
друг (зайчик, кистью, скомканная техниках печатания и окраски, цвет животного,
рисования
бумага
31

котенок,
щенок)
3 Муравьишка Пальчиковая
трудится
живопись

4

5

6
7

8

1
2
3

пальчиками, мятой
жесткая кисть,
бумагой. Развивать
гуашь
цветовое восприятие, Цвет, пятно, Мисочки с
чувство ритма. Учить точка,
гуашью, плотная
создавать
короткая
бумага,
выразительный образ линия
небольшие
различных
листы, салфетки
животных.
Забавное
Кляксография
Совершенствовать у Пятно
Бумага, тушь
животное
мение рисовать
или жидко
свечой и акварелью
разведенная
работать в технике
гуашь в
кляксография.
мисочках,
Развивать
пластиковая
воображение.
ложка
Воспитывать
Золотая
Свеча + акварель
Цвет, линия, Свеча, плотная
аккуратность.
рыбка
пятно,
бумага, акварель,
фактура
кисти
Утята в
Напыление одной Совершенствовать Точка,
Подготовленные
пруду
краской
умение делать
фактура
ранее пейзажи,
напыление одной
гуашь, кисти,
На лесной Напыление
краской
и
красками
иллюстрации,
опушке
красками разной
зубная щетка,
плотности и разных разной плотности и
разных
оттенков.
расческа
оттенков
Пестрокрыла Любая
Совершенствовать
Все имеющиеся
я бабочка
умения и навыки в
в наличии
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.
Сказочно-былинный жанр
Май
Космическая Мятая бумага,
Совершенствовать Пятно,
Блюдце с
картина
печать, обрывание умение в
фактура, цвет штемпельной
художественных
подушкой из
Ларец на
Ладошка, мятая
техниках
печатания
и
тонкого
высоком
бумага, печать
рисования
поролона,
дубе
пенопластом
пальчиками,
пропитанного
ладошками,
гуашью, плотная
пенопластом, мятой
бумага любого
бумагой. Развивать
цвета и размера,
цветовое восприятие,
смятая бумага,
чувство ритма.
трафареты из
пенопласта,
смятая бумага
32

4 Зазеркалье

Экран для
копирования

5 Ветер по
морю гуляет
и кораблик
подгоняет

Живопись по
мокрому,
выкладывание
берега из пшена,
печать

6 Замок
Любая
подводного
царя
Нептуна

Развивать навыки
Цвет, линия
рисования с
помощью
специального экрана
для копирования
Совершенствовать Фактура,
умения и навыки в цвет, пятно
свободном
экспериментировани
и с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках.

Бумага, экран
для
копирования,
фломастеры,
акварель, кисти
Бумага,
акварель,
поролоновые
тампоны, кисти,
клей, пшено,
печатки, гуашь
Все имеющиеся
в наличии

(коллективна
я работа)
Материалы:
Бумага разного формата и фактуры.
Краски, гуашь, акварель.
Мелки восковые, уголь, свеча.
Кисти № 1,2,3,4,6.
Тушь.
Подручный материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки,
пластилин, ткань, природный материал и др.
7. Клей, цветная бумага, гофрированный картон и бумага, липкая бумага и т.д.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

33

2.4. Планируемые результаты:
Модуль «Цветовосприятие» для детей 5-6 лет
К концу года дети узнают:
 цвета, которые относятся к теплой и холодной части спектра;
 способы получения нового цвета красок;
 как смешивать цвета на палитре, добиваясь нужного тона;
 технику монотипии;
 технику рисования мыльными пузырями.
Будут уметь:
 выразительно отражать впечатления о временах года;
 использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками –
большое крыло, кулачок – маленькое крыло);
 выполнять рисунок с симметрией (на примере бабочки)
 рисовать мыльными пузырями.
Модуль «Цветовосприятие» для детей 6-7 лет
-освоят цветовую гамму;
- будут уметь доводить начатое дело до конца и добиваться результата,
несмотря на возникшие трудности
- смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки.
- совершенствуют технику живописи по- мокрому .
- передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную
технику рисования.
Модуль « Жанры изобразительного искусства» для детей 5-6лет
К концу года дети
 имеют представление о возможных способах художественного
изображения;
 знают метод печати листьями;
 знают о теплой цветовой гамме;
 навыки создания несложной цветовой композиции
 знают технику тиснения;
 обводят шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них;
 по желанию рисуют на общем листе пейзаж осени (без листьев)
 вырезают листья и приклеивать их на деревья;
 знают технику печатания и рисования пальчиками;
 имеют цветовое восприятие, чувство ритма.
 имеют навыки в свободном экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках
 знакомы с новой техникой – рисования с ниточкой.
Будут уметь:
34

- печатать по трафарету, равномерно делать напыление по всему листу,
рисовать свечой;
- направлять струю выдыхаемого воздуха;
- рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его
изображения с изображением дерева с листьями;
- изображать снег, используя рисование
- работать в нетрадиционной технике черно-белого граттажа;
- передавать настроение ветра с помощью графики.
- рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики.
- рисовать в нетрадиционных техниках (рисование пальчиками, ладошками,
отпечатки разными предметами, тычок сухой кистью, оттиск мятой бумагой,
кляксография).
- создавать образ кота, используя смешение красок, набрызг, печать по
трафарету, пальчиками, ладошками, в технике обрывания.
Модуль « Жанры изобразительного искусства » для детей 6-7 лет
К концу года дети будут:
- анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину
цветов, форму лепестков;
подбирать цвета в соответствии с натурой.
- рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок;
- знать нетрадиционную художественную технику кляксография с ниточкой;
- работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их.
- совершенствуют умение работать в нетрадиционных техниках оттиск мятой
бумагой, печать ладошками;
- превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист;
- отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно;
-создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и
печать по трафарету;
- совершенствуют умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках;
- совершенствуют умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках.
- рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение
веток и иголках на них;
- с помощью акварели передавать зимний колорит;
- передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления,
процарапывания;
- рисовать свечой и гуашью, создавать выразительный образ рождественской
ночи;
- знакомить детей с жанром портрета;
35

- изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными
приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками, графически
выразительными средствами;
- совершенствуют умение в художественных техниках печатания и рисования
пальчиками, мятой бумагой:
- совершенствуют умение рисовать свечой и акварелью работать в технике
кляксография;
- совершенствуют умение в художественных техниках печатания и рисования
пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой;
- совершенствуют умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных;
- рисования с помощью специального экрана для копирования

36

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Учебный план
Учебный план
дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
художественной направленности
« Изостудия»

Содержание
образования
(Модули)
Цветовосприятие
Жанры
изобразительного
искусства

Старшая группа (5-6 лет)
Колич
занятий

8
68

Длит. в минутах

25
25

Подготовительная
группа (6-7 лет)
Колич.
занятий

8
68

Длит. в
минутах

30
30

37

3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (5-7 лет)
художественной направленности « Изостудия»

Содержание
Количество возрастных групп
Сроки начала образовательной
деятельности
Сроки окончания образовательной
деятельности
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Продолжительность занятия по
дополнительной
общеобразовательной программе
(вторая половина дня)
Количество занятий в неделю по
дополнительной
общеобразовательной программе
Сроки проведения мониторинга
Праздничные дни

Старшая
группа№5
5-6 лет
1
01.09.2014

Старшая
группа№4
5-6 лет
1
01.09.2014

Подготовит.
группа
6-7 лет
1
01.09.2014

30.05.2015

30.05.2015

30.05.2015

36 недель
5 дней
25 минут

36 недель
5 дней
25 минут

36 недель
5 дней
30 минут

2

2

2

Согласно тематическому планированию
4 ноября, 1-11 января, 23 февраля, 7-9 марта,
1-4, 11 мая

38

3.3.Расписание занятий.

Расписание
дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста (5 -7 лет) художественной
направленности
« Изостудия»
Дни недели

Старшая группа
№5
(5-6 лет)

Старшая группа
№4
(5-6 лет)

Подгот.группа
(6-7 лет)

к
деллдельли

к
понедельни
вторник
среда

Изостудия
15.40-16.05

четверг

Изостудия
16.15-16.40

Изостудия
15.00- 15.30

Изостудия

Изостудия

16.00-16.25

15.30-16.00

пятница

Изостудия
15.30- 15.55
Длительность 25мин.
Физминутки 2-3 мин.

Длительность 25мин.
Физминутки 2-3 мин.

Длительность 30 мин.
Физминутки 2-3 мин.

39

3.3.

Оценочные и методические материалы

Исходя из поставленных задач каждого модуля , выведены требования к
представлениям, умениям, которые должны сформироваться по окончанию
обучения. Для определения уровня развития детей разработана система
контрольных занятий и критерии оценивания для каждой возрастной группы.
Она включает занятия в начале и конце учебного года. По результатам
мониторинга можно судить об успеваемости обучения, выявить динамику
каждого ребенка.
Оценка осуществляется по 3х-бальной системе:
1 – выполнение задания вызывает затруднения, допускаются ошибки;
2 – ребенок справляется с заданием, используя полученные знания, умения и
навыки;
3 – в выполнении задания вносится элемент творчества, полученные знания,
умения и навыки переносятся в самостоятельную художественную
деятельность.
Таким образом, с помощью анализа полученных данных можно представить 3
уровня развития детей:
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
По результатам
строится индивидуальная работа и планируются
рекомендации для родителей.
Система оценивания осуществляется в форме наблюдений, бесед.

40

Оценочный лист
Модуль «Цветовосприятие» для детей 5-6 лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
п/п
1
2
3

4
5
6
7
8

Показатели

3

Балл
2

1

Примечания

- знает цвета, которые относятся к
теплой и холодной части спектра;
- знает способы получения нового
цвета красок;
- умеет
смешивать цвета на
палитре, добиваясь нужного тона:
- использует технику монотипии;
-владеет техникой рисования
мыльными пузырями
выразительно
отражает
впечатления о временах года;
- использует технику печатания
ладошки с сомкнутыми пальчиками
- выполняет рисунок с симметрией
(на примере бабочки)
-может рисовать
мыльными
пузырями.
Итого

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

41

Оценочный лист
Модуль « Цветовосприятие» для детей 6-7лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
п/п
1
2

3
4
5

6
7

Показатели

3

Балл
2

1

Примечания

освоил цветовую гамму;
умеет доводить начатое дело до
конца и добиваться результата,
несмотря на возникшие трудности
смешивает краски на палитре,
получает желаемые оттенки.
владеет техникой живописи помокрому
передает образ дерева – березки в
разное время года, используя
различную технику рисования.
использует технику монотипии;
владеет техникой рисования
мыльными пузырями
Итого

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

42

Оценочный лист
Модуль « Жанры изобразительного искусства» для детей 5-6лет
Ф.И.О. ребенка
___________________________________________________________
Группа №
_______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
Показатели
п/п
1
знает метод печати листьями
2
знает о теплой цветовой гамме,
использует в рисунках
3

знать технику тиснения.
обводит шаблоны листьев простой
формы, делает тиснение на них.;

4

вырезает листья и приклеивает их
на деревья, прием тычкования –
делает ежика, грибочки
знать технику печатания и
рисования пальчиками;
имеет навыки в свободном
экспериментировании с
материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных
изобразительных техниках
умеет печатать по трафарету,
равномерно делать напыление по
всему листу, рисовать свечой ; рисовать дерево без листьев в
технике монотипии, сравнивать
способ его изображения с
изображением дерева с листьями;
может рисовать дерево без листьев
в технике монотипии, сравнивать
способ его изображения с
изображением дерева с листьями;
умеет работать в нетрадиционной
технике черно-белого граттажа

5
6

7

8

9

3

Балл
2

1

Примечания

43

10

11

12

может рисовать в нетрадиционных
техниках (рисование пальчиками,
ладошками, отпечатки разными
предметами, тычок сухой кистью,
оттиск мятой бумагой,
кляксография).
рисовать портрет человека,
используя выразительные средства
графики.
создавать образ кота, используя
смешение красок, набрызг, печать
по трафарету, пальчиками,
ладошками, в технике обрывания.
Итого

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

44

Оценочный лист
Модуль « Жанры изобразительного искусства» для детей 6-7 лет
Ф.И.О. ребенка
___________________________________________________________
Группа №
_______________________________________________________________
Дата
_________________________________________________________________
№
п/п
1

2
3

4

5

6

7

Показатели

Балл
3
2
1

Примечания

умеет анализировать натуру,
выделяя ее особенности (форму
вазы, вид и величину цветов,
форму лепестков,
подбирает цвета в соответствии с
натурой.
рисовать свечой и акварелью,
процарапывать рисунок;
знать нетрадиционную
художественную технику
кляксография с ниточкой;
умеет работать в
нетрадиционных техниках оттиск
мятой бумагой, печать
ладошками;
создавать образ осеннего ковра,
используя смешение красок,
набрызг и печать по трафарету;
рисовать елочку восковыми
мелками, обращая внимание на
расположение веток и иголках на
них;
изображать человека по схемам
(лицо,
фигура),
пользуясь
различными приемами рисования
сангиной,
обрыванием,
45

8

9

10

мелками,
графически
выразительными средствами;
владеет техникой печатания и
рисования пальчиками, мятой
бумагой
Владеет умениями и навыками в
свободном экспериментировании
с материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных
изобразительных;
умеет печатать и рисовать
пальчиками, ладошками,
пенопластом, мятой бумагой;
рисует помощью специального
экрана для копирования
Итого

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

46

Материально-техническое обеспечение
Технические
Развивающая среда
средства обучения
пространственная
предметная
Изостудия.
 Музыкальный
Предметы быта: стол, лавка, сундук
Музей «Уральская
центр;
и др.
изба»
 Телевизор;
Предметы домашнего обихода:,
 Видеомагнитофо
прялка, веретено, коромысло, ухват и
н;
др.
 Мультимедиопро
Предметы посуды: кочерга, щипчики,
ектор
самовар, чугунок и др.
 Ноутбук
Музей народного
творчества
Используются кабинет
изобразительного
искусства, холл для
мини выставок,
композиций,
музыкальный зал,
мини-уголки народного
творчества в группах и
холлах.

Предметы декоративно-прикладного
искусства:
- подносы;
- разделочные доски;
- шкатулки из уральских камней;
Коллекции:
- уральские камни;
- образцы ювелирных изделий ( бусы,
кольца, серьги, броши и пр.)
Фотоальбомы:
- образцы ювелирных изделий;
- мастера камнерезного искусства;
- уральские камни;
- русская народная изба;
- предметы быта;
- народные шумовые и музыкальные
инструменты;
Куклы в русских народных
костюмах.
Литература.
- мини-музей народных промыслов;
- доска для рисования маркерами,
мелками;
- комплекты художественных
материалов, инструментов и
оборудования;
47

- комплекты образцов для
декоративного, сюжетного рисования,
предметов для рисования с натуры;
- наборы тематических плакатов;
- комплекты технологических карт по
рисованию разными художественными
материалами;
- комплекты для аппликации бумаги,
ткани и природного материала;
- комплекты для лепке из пластилина,
глины, соленого и сдобного теста;
- незавершенные композиции;
- материалы для сотворчества детей с
педагогом и родителями;
Комплекты картин — рисование
карандашами, красками, обучающие
раскраски;
- репродукции и предметы искусства.
Оборудование:
- комплект мебели на 12 посадочных
мест, шкафы для дидактического
материла, натурных образцов, учебных
пособий, стенд с экспонатами;
-комплект инструментов для шитья
(ножницы, нитки, иголки, булавки,
мелки, пяльцы, лекала, линейки) 10
комплектов;
- кисти, акварельные, гуашевые
краски, баночки для воды;
-мелки, карандаши (простые, цветные),
фломастеры;
- цветная бумага, листы форматаА4,
А3;
- пластилин, глина.

48

Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебнометодическими изданиями
№
п/п

Наименование
образовательной
программы, в том
числе профессии,
специальности, уровень
образования
(при наличии)
(с указанием
наименований
предметов, курсов,
дисциплин (модулей) в
соответствии с
учебным планом по
каждой заявленной
образовательной
программе)

.
Автор, название, год издания учебного, учебнометодического издания и (или) наименование
электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

Вид
образовательно
го и
информационн
ого ресурса
(печатный /
электронный)

Художественная направленность
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая
программа для детей
дошкольного возраста
(5-7
лет)
художественной
направленности
«Изостудия»:
Цветовосприятие
Жанры
изобразительного
искусства

1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с печатный
различными материалами.- М.: Педагогическое
общество России, 1998.- 147 с.
печатный
печатный
15.Народное искусство в воспитании детей. Книга для
педагогов дошкольных учреждений, руководителей
художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. М.:
Изж-во «Российское педагогическое агенство», 1997.208 с.
18.Савенков А.И.Детская одаренность: развитие
средствами искусства.- М.: Педагогическое общество
России,1999.-220с.
25.Шестакова А.В.Росток. – Челябинск: «Межрайонная
типография», 2003.-128 с.
2c0a65625b2ac78a4c43a89421306d27.html

печатный
печатный
печатный
печатный
печатный

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».