28.02.2024
Навигатор профилактики девиантного поведения
Отклоняющееся (девиантное) поведение – это стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу.
Чем характеризуется отклоняющееся (девиантное) поведение?Несоответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам. Негативная оценка со стороны других людей, которая может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций. Причинение ущерба самой личности или окружающим людям, преимущественно стойко повторяющееся (многократное или длительное). Рассматривается в пределах медицинской нормы, то есть не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. Сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие, по-разному проявляется у каждого человека в определённом возрасте.
Говоря простым языком, деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомов: проявление вспышек гнева, несвойственных возрасту ребёнка (частые и плохо контролируемые); применение намеренного поведения с целью досадить взрослому; активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил; частое противостояние взрослым в виде споров; проявление злобы и мстительности; преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов); нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов.
Существует специальная наука – девиантология (от лат. «deviato» – «отклонение»), она изучает социальные девиации и реакцию общества на них.
Виды отклоняющегося поведения
Психологи разделяют такое поведение на две большие группы: делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона); девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
В подразделе "Навигатор профилактики девиантного поведения" размещены 8 памяток по различным видам девиантного поведения и действия в тех или иных ситуациях, которые помогут в педагогической практике, в решении сложных или нестандартных ситуаций.