07.11.2022
1) в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е.
воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и
формам организации;
2) организация воспитательного процесса основывается на
субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное
сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового
общения;
3) воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих
воспитанников в решении воспитательных задач;
4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность
индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко
использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий
окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних
установок;
5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании,
поддержке, активизации внутренних резервов развития личности.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как
комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств
воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня
подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же
предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления
здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При
этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников
(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.),
в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом
различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов
воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов
восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного,
общественного воспитания.
Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной
деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой,
взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная,
познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие);
формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при
включении в образовательную деятельность.
Аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания
на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в
системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей
сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у детей субъектной
позиции к сохранению и укреплению своего здоровья) и гуманистических начал в
культурной среде, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций
личности ребенка. Или этические, нравственные ценности, предусматривающие
реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т.д. При этом
объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становятся
специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности,
устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные
ценностные ориентации.
Культурно-исторический подход заключается в том, что в развитии ребёнка существуют
как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного созревания,
вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие
мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их
саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями»,
знаково-символическими средствами, впервую очередь речью и языком.
Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать
технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с
культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится
субъектом культуры и ее творцом. В культурологической парадигме возможно
рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное
развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка. Использование
феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной
парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические
компоненты содержания образования. Культурологический подход опосредуется
принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть
воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей
общечеловеческой и национальной культуры. Кроме того, культурологический подход
позволяет описать игру дошкольника с точки зрения формирования пространства
игровой культуры, как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать
механизмы присвоения ребенком культуры человечества и сформировать творческое
отношение к жизни и своему бытию в мире. Идея организации образования на основе
культурных практик свидетельствует о широких и неиспользуемых пока возможностях
как культурологического подхода, так и тех научных направлений, которые его
представляют – культурологии образования и педагогической культурологии.