06.04.2020
К 2м годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на
картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце, т.д.). Сначала это
односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует
слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Научившись
употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других
ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как
правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже
прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова,
употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное
число существительных.
3й год жизни. Речь приобретает
связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными.
Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических
ошибок, она м.б. прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но
к 4м годам это проходит. Словарный
запас быстро увеличивается, к 3м годам он может составлять 1000 - 1500 слов!
Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
Задержка речи после 3х лет может
пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность
читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка.
Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от
возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем
раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших
осложнений.
Сигналы тревоги, которые должны Вас
насторожить:
- в 1-2 года не может показать изображение
на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
- в 2-3 года путает понятия «верх»
-«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и
дай ее мне»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
- в 3-4 года не отвечает на простейшие
вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет
фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть
звуков.
Рекомендации для родителей
• Для ребенка Вы являетесь языковым
и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние.
• Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо
больше, чем может сказать.
• Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста,
разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя
речь.
• Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств:
он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий
мир.
•Поощряйте стремление задавать вопросы.
• Поощряйте любопытство и воображение.
• Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
• Читайте ребенку каждый день.
• Развивайте руки, мелкую моторику с раннего возраста (лепка, рисование,
нанизывание, выразение)
• Не обязательно находиться рядом с
ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно
качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
• Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
• У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
• Поощряйте общение и игры с другими детьми.
• Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками,
музыкой, стихами.
• Играйте вместе с ребенком, если он просит.
• Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они
должны всегда выполняться.
В раннем
детстве ребенку очень важно играть, причем играет он со всем – и с
игрушками, и с окружающими предметами, и с природным материалом (листики,
палочки, цветочки,т.д.) и даже со своими пальчиками.
Что же могут
сделать родители, которые не имеют специального образования, не знают тонкостей
развивающих методик, но хотят вырастить своих детей всесторонне развитыми?
Можно и нужно уже с раннего возраста играть с малышом в специальные игры.
Ø
Катать, перебирать пальчиками карандаши разной толщины,
камешки, бусинки, орехи;
Ø
Сжимать и разжимать кулачки: кулачок-это бутончик, утром
он просыпается, медленно открывается, а вечером засыпает, сжимает
лепестки-пальчики.
Ø
«Ходим» по
столу двумя пальцами (ножки крадутся, ножки побежали, мишка косолапый);
Ø
Одновременно на обеих руках показывать большие пальцы,
потом –только мизинцы, т.д.;
Ø
Пальчики танцуют под музыку или песенку;
Ø
Делаем руками «фонарики», «зайчика», «козу»;
Ø
Хлопаем в ладоши то громко, то тихо;
Ø
Нанизываем на шнурок крупные бусины, пуговицы;
Ø
Завязываем узлы на толстой веревке;
Ø
Застегивает пуговицы, крючки, молнии не только на совей
одежде (это не очень интересно), но и на специальных игрушках (кстати,
такие игрушки можно сшить самим);
Ø
Складываем матрешки;
Ø
Играем с игрушками-вкладышами, с крупным и мелким (в
возрасте постарше) конструктором, с кубиками (желательно деревянными);
Ø
Играем с водой (разной температуры), песком (сухим,
влажным, мокрым);
Ø
Не забываем играть в «народные» игры – «идет коза
рогатая…», «сорока-сорока кашу варила», «ладушки» - они помогают хорошо
размять детские ладошки, повысить настроение, а часто и успокоить, отвлечь;
Ø
Пора малышу знакомиться с лепкой из глины, пластилина,
соленого теста;
Ø
Пора осваивать рисование красками (с помощью толстой
кисти или собственного пальца), толстыми карандашами;
Ø
Играйте с крупой (можно пересыпать в мисочки,
сортировать, делать из нее картинки);
Ø
Играйте с мягкими, приятными на ощупь игрушками
(например, нужно отыскать игрушку под одеялом или наощупь);
Ø
Очень любят детишки пальчиковые игры-инсценировки
стишков. От 1до 3х лет ребенок играет с одной рукой, в более старшем возрасте –
задействуются сразу обе руки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.04.2020
Дата обновления: 06.04.2020
Дата публикации: 06.04.2020