"Речевое дыхание"

06.04.2020

Важнейшие условия правильной речи – это плавный, длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция, правильная работа голосовых связок. Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведения одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям.

В спокойном дыхании преобладание фазы выдоха над фазой вдоха 2:1. речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи, выдох, намного длиннее вдоха 5:1 (В.Цвытарный). Жизненное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко, то он удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок. Длительность выдоха необходима для слитного произнесения слов во фразах, которое облегчает слушающему понимание речи. Короткий вдох позволяет избегать длительных дыхательных пауз, которые могут замедлить процесс общения. Во время речи вдох происходит через рот, что обеспечивает его быстроту и глубину. Он осуществляется при активном участии выдыхательных мышц, которые регулируют достаточный напор воздуха – без этого невозможна звучная речь.

Во время речи наблюдается чрезвычайная неравномерность выдоха и изменчивость степени напряжения дыхательных мышц. Это связано с темя, что во время речи выдыхаемая струя должна преодолевать быстро сменяющиеся разнообразные преграды, образуемые в гортани, резонаторной и артикуляционной системах, и обеспечивать необходимое для речи варьирование силы звучания. Чтобы получить качественный голос, нужно уметь правильно дышать.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются под воздействием диафрагмы и подвижных ребер. При этом активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически неподвижны.

У детей с речевыми проблемами (особенно у дизартриков) дыхание поверхностное, аритмичное. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение целой фразы; речь порой неожиданно прерывается, а в середине фразы или даже слова делается вдох. У таких детей необходимо специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки – выработка длительного плавного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

В ходе нормализации речевого дыхания работа проводится  в следующей последовательности:

1. Осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

2. С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и длительный плавный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения на дифференциацию ротового и носового вдоха и выдоха.

3. Формирование длительного, плавного выдоха в процессе выполнения специальных упражнений. Тренировка осуществляется на материале:

- отдельных звуков;

- слогов;

- слов;

- коротких фраз;

- стихов.

Этапы нормализации речевого дыхания у детей

1 этап

Помогут активизировать работу диафрагмы следующие упражнения:

- «Собаке жарко» (высунуть язык, вдох-выдох ртом, ладонь на животе);Хочу такой сайт

- «Хомячок» (оскалить зубы, вдох и выдох через нос, ладонь на животе).

Эти подготовительные упражнения должны выполняться легко. Если у ребенка слабо развиты мышцы брюшного пресса, можно проводить следующие упражнения:

- сидя на стуле поднимать как можно выше колени;

- сидя на стуле, поднимать ноги параллельно полу (при поднятии одновременно вдох через нос).

Диафрагмально-реберное дыхание начинаем осваивать лежа. Выпячивание мышц живота контролируется рукой. Затем эти же упражнения сидя и стоя. Сначала вдох равен выдоху.

2 этап.

Дифференциация вдоха и выдоха через рот и нос подготавливает дыхательный аппарат к голосоведению, помогает ощутить работу дыхательных мышщ.

Тренировка глубокого медленного вдоха через нос (с контролем руки на животе):

«Цветочный магазин» - вдыхаем аромат цветов.

«Угадай, что это?» - с закрытыми глазами угадывают по запаху овощи.

Вдох через нос, выдох через рот:

- «Помидоры-толстячки» - надуть щеки, через 10-15 секунд выдохнуть.

- «Огурцы-худышки» - втянуть щеки – вдох.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.04.2020

Дата обновления: 06.04.2020

Дата публикации: 06.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».