06.04.2020
…А было это, голубчики, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну;
тогда сказки по воздуху летали. Друг друга за крылышки хватали. А я за ними на
золотом коне скакала да в мешок эти сказки собирала….
На всем протяжении периода человеческой истории, когда люди наслаждались
силой языка, рассказывание сказок помогало детям и родителям прийти к уединению
и отдохнуть.
С точки зрения ребенка это возможность близко наблюдать благодушно
настроенного родителя, понимать и доверять ему.
С точки зрения родителя – это великолепная возможность увидеть детское
восприятие чуда и выразить свою заботу о ребенке не в повелительной форме.
Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение,
она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть
использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев,
моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает
детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения,
развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так у
малышей часто не получается увидеть пути из эмоционального тупика.
Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения,
компьютеров и видео. Непосредственно рассказанная сказка стимулирует внутренний
взор. Но самое главное состоит в том, что сказка подчиняет к себе лишь потому,
что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю.
Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку ребенок
совершенствуется в языке. Образность и ритмичность сказки помогают малышу
сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного
текста, построенная на повторах, помогает запоминанию.
Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу
включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и
воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То
есть это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребенку по
мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу
адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и
примирится с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.
С точки зрения психоанализа сказки – матрицы типичных психологических
проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с кем -
то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт
разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным
психотерапевтическим эффектом.
Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы
скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – т. е. сказка,
ко всему прочему, еще и учит ребенка выбирать.
Что обнаруживает для себя маленький ребенок в той или иной народной сказке?
Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить
художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку.
Заинтересовать, привить любовь к искусству можно в том случае, если родители
сами хорошо разбираются в ней, на чем сделать акцент. Существует множество
методической литературы, о том, как знакомить ребенка с жанром сказки. Что же
должен знать родитель об этом жанре, каким материалом в области искусства
владеть?
Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с
установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и
смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же
сюжет имеет несколько вариантов.
Сказочные истории носят фантастический характер, но они не являются обычной
фантазией сказателя.
А.Н. Афанасьев писал: « Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во
всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет, ни нарочно
сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительности мира». Феномен
сказки, ее очарование в по - особому организованном повествовании, в
использовании сказочных формул, символической образности. Фольклорная сказка
обладает тремя признаками: устная форма бытования сказки не записывались, а
передавались от сказателя к сказателю в устной форме; коллективное авторство у
сказки нет конкретного автора, каждый сказатель привносил в сюжет, что то свое.
Поэтому существует несколько вариантов сказки; анонимность, мы не можем назвать
фамилии и имена людей, придумавшие сказочные сюжеты.
В архаические времена, в период распада первобытнообщинного строя,
фольклорная сказка напоминает миф, но и поздняя классическая сказка сохранила
особенности мифологического сознания. В мифе любой предмет, вещь, действие
несут определенный символический смысл. Например: человек, животное, любой
природный объект, наделены « нетленной сущностью».
Внешность только форма, а душа может свободно переходить из одной формы в
другую, перевоплощаться. Смерть в мифологизированном сознании предков является
рождающем началом. Все, что погибает, возрождается, но в ином качестве. Образ
рождающей смерти вызывает образ круговорота. Круговорот заключен в самой
природе: рождение весной, расцвет летом. Увядание осенью, смерть зимой. Солнце
движется по кругу – восходит и заходит, утром на востоке, вечером – на западе,
а следующим утром - опять на востоке.
Сказка противостоит мифу как:
Профанное – сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф в определенное
время и в определенном месте рассказывает посвященным тайные знания;
Нестрогая достоверность – строгой достоверности. Уход сказки от мифа привел
к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план сказке. Сказка
«заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность мифа стала не важной
для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности, в
рамках сказочной географии – « в некотором царстве, в некотором государстве».
Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра
строятся с помощью установленных традицией клише;
Сказочные формулы – ритмизованным прозаическим фразам: « Жили – были…..», «
В некотором царстве, в некотором государстве….», « Скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается». « И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало»;
Можно говорить об архаических сказках как о нестрогих мифах. Главная цель
такой сказки – развлечь слушателя, а главная задача мифа – донести определенную
информацию. Эти архаические сказки положили начало волшебным.
Особой популярностью у детей пользуются волшебные сказки. Что должны знать
об этой разновидности родители? В. Я. Пропп в книге « Морфология волшебной
сказки» пишет об однообразии волшебной сказки на сюжетном уровне. Он говорит об
определенном наборе ролей, распределенных между персонажами которые переходят
из одной сказки в другую: герой, вредитель, помощник, царевна или ее отец,
ложный герой. В. Пропп создает так называемую « метасхему» волшебной сказки. На
основании изучения композиции сюжетов, особенностей сказок автор выводит
определенную схему построения волшебной сказки имеющую 31 функцию. В основе
сюжета такой сказки лежат повествование определении потери при помощи чудесных
средств или волшебных помощников (Иван-Царевич потерял Василису Премудрую). В
экспозиции сказки рассказывается о причинах, которые породили завязку:
запрещение и нарушение запрета на какие- то действия (Иван – царевич женился на
лягушке – квакушке; царь батюшка трижды подвергал испытаниям своих сыновей;
лягушка – квакушка превратилась в Василису Премудрую). Завязка сказки: главная
героиня обнаруживает потерю. Развитие сюжета – это поиск потерянного.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой сражается с
противоборствующей силой и всегда побеждает ее (Иван – царевич победил Кощея).
Развязка – преодоление потери. Обычный герой (героиня) в конце «воцаряют» т.
е. приобретают более социальный статус, чем у него был вначале.
Волшебные сказки обладают определенными чертами: связь сюжета, героев, языка
с действительностью, связь выдумки и правды; яркость вымысла (необычные герои,
окружающий мир, говорящие животные, чудесные предметы); противоборство злых и
добрых сил, темного и светлого миров; обязательная победа добра; присутствие
положительного героя.
Фольклорная сказка имеет внутри жанровые разновидности. В науке о сказке
существует проблема классификации сказочных жанров. В «сравнительном указателе
сюжетов восточнославянская сказка», созданном на основе систематизации сказок
народов мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора:
- сказки о животных,
растениях, неживой природе и предметах;
- легендарные сказки;
- новеллистические (бытовые)
сказки;
- небылицы;
- кумулятивные сказки;
- докучные сказки.
В сказках о животных – сюжеты занимают комическое повествование о проделках
животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще
обожествлял животных, черпал у них силы.
В бытовых сказка происходят чудесные события (в качестве главного героя
действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды,
борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых
советчиках).
Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала
влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала
становится мудрее.
«… Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь – посетит ли вас тревога о судьбе
России, - придут ли вам «мысли честные», о вашей личной судьбе, или просто
жизнь покажется «несносной раной» - вспомните о русской сказке и прислушайтесь
к ее тихому, древнему, мудрому голосу…. Она ни на что не притязает, никому не
навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай….» Она как цвет
незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее – как тонкий и
благоуханный мед: попробуешь – слышишь на языке все неизреченное естество
родной природы: запах родной земли, и зной родного солнца, и что то тонкое и
богатое, вечное юное и вечно древнее…» И.А. Ильин.
«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться
чужими несчастиями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как
свою» К.И. Чуковский.
«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которые ребенок
познает сердцем родной народ. Без сказки – живой яркой овладевшей сознанием и
чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление детскую речь, как
определенную ступень человеческого мышления и речи». В.А. Сухомлинский.
Сказка – дает первые уроки нравственности, формирует представление о добре и
зле; о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности. Учит жизни, вселяет веру в то,
что правда восторжествует над ложью.
Используемая литература:
- Микляева Н.В.; Толстикова
С.Н.; Целикина Н.П.; «Сказкотерапия в ДОУ и семье», ТЦ Сфера, 2010г.
- «Психология сказки». Франц
М. Л фон. (Толкование волшебных сказок).
- Пропп В.Я. «Исторические
корни волшебной сказки», 1986г.
- Гурович Л.М. «Ребёнок и
книга». СПБ, 2004г.
- Князева О.Л. «Приобщение
детей к истокам русской народной культуры» СПБ, 2000г
- Евсюкова Л.Б. «Воспитание
сказкой» М.2000г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.04.2020
Дата обновления: 06.04.2020
Дата публикации: 06.04.2020