06.04.2020
Не сомневаюсь в том, что
каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно
богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир.
И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная
профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей
педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство
возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от
грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире
музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 3-летние малыши, с которыми
можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели
нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще как следует говорить,
уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на мои просьбы к ребятам спеть
свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы! Начинать решать
эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые
слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные
мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно
пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они
очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте
колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для
нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную
– и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти и в памяти
вашего ребенка. И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей
было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются
эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во
многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно,
чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я
абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая.
Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику
слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык? С
уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и
соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору музыкального
репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых –
психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует
эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время
как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти,
«отупляют» человека. Программа воздействия музыки на человека (по результатам
исследований педагогов–психологов):
Музыкальные произведения Бах Кантата №2 ;
Бетховен «Лунная соната; Свиридов. «Романс»- уменьшают раздражительность и
разочарование, повышают чувство принадлежности к природе, частью которой мы
являемся.
Шопен.Вальсы ; Штраус.Вальсы; Рубинштейн. Мелодия –уменьшают
чувство тревоги, повышают уверенность в благополучном конце происходящего.
Моцарт.Маленькая ночная серенада; Вивальди.Времена года
(«Весна»); Брамс. Венгерские танцы - поднимают общий жизненный тонус: улучшают
самочувствие, повышают активность, улучшают настроение.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно
слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое,
возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным»
сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Я приглашаю
всех без исключения родителей посетить наши музыкальные занятия, и вы сами
увидите восторженные детские глаза при прослушивании фрагментов из оперы
«Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель. Подснежник» Чайковского.
Могу привести еще один пример: знакомясь с музыкой к балету П.И. Чайковского
«Спящая красавица» из двух видеоверсий (мультфильм и видеозапись балета) ребята
с удовольствием выбрали балет! Не так давно еженедельник «Аргументы и факты»
опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских
школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления
мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио-
информационной сферы. Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь
общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к
формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения,
То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет
огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного
будущего вашего ребенка. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая
эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют
повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что
так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому
стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует
максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка
с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника
формируются аналитические способности. Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и
папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого
раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и
народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в
современной эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес
и которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по
принципиальным соображениям. Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой
классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие
родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет
огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы,
считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И
если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных
занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои
умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют
удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все
делают правильно. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы Билана или
Кати Лель, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о
маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок
получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных
приоритетах! Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В
этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные
произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим
другом! Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое
время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает
особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна.
Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка
заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта
душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального
вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях,
лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих
ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и
приумножать ценности родной и мировой культуры.
Дата создания: 06.04.2020
Дата обновления: 06.04.2020
Дата публикации: 06.04.2020