Рабочая программа ДО Шахматы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной
общеразвивающей программы технической направленности
« Шахматы»--------------------------------------------------------------------1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей программы технической направленности
« Шахматы»--------------------------------------------------------------------1.1.3.Значимые для разработки программы характеристики------2 Содержательный раздел
2.1.
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы « Шахматы»-----------------------------------------------------2.2.Организация и содержание деятельности дополнительной
образовательной программы « Шахматы»-------------------------------2.3. Рабочие программы (учет возрастных особенностей, задачи модулей,

4

4
5

8
11

основные средства реализации, содержание модулей, учебно-тематические
планы, планируемые результаты):

2.3.1. Рабочая программа по модулю « Шахматная доска»2.3.2. Рабочая программа по модулю « Шахматные фигуры»-------2.3.3. Рабочая программа по модулю « Начальная расстановка
фигур»------------------2.3.4. Рабочая программа по модулю « Ходы и взятие фигур»
2.3.5. Рабочая программа по модулю « Цель шахматной партии»--2.3.6.Рабочая программа по модулю «Игра всеми фигурами из
3 раздел. Организационно-педагогические условия
3.1.Кадровые условия-------------------------------------------------------3.2.Материально-техническое обеспечение-----------------------------3.3.Организационные условия:
Учебный план-------------------------------------------------------------Календарный учебный график---------------------------------------3.4. Оценочные материалы ---------------------------

11
12
13
14
17
18
19
20
24
25
25

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский сад
№ 533 (далее - МБДОУ) реализуется дополнительная общеобразовательная
программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста «Шахматы». Срок ее реализации 1 год.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
разработана
в
соответствии с действующим законодательством и иными нормативными
правовыми документами, локальным актами МБДОУ, регулирующими
деятельность учреждения дошкольного образования
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня,
2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования".
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08249"Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
7. Устав МБДОУ детский сад № 533
Структура программы представлена тематическими модулями, каждый из
которых состоит из психофизиологического обоснования, учебнотематического плана, содержания образования, планируемого результата.
3

Содержательный раздел содержит информацию о насыщенности занятий
интересным материалом, описание форм, способов, методов и средств
реализации
программы
с
учетом
индивидуальных
особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей.
Программа дополнительного образования «Шахматы» рассчитана на
один год обучения детей 6-7лет, в основе – программа Сухина И.Г. «Шахматы,
первый курс обучения, или Учусь и учу"
1.1.1. Цели и задачи.
Цель программы: научить детей шахматной игре, прививать любовь к ней,
воспитывать силу воли, находчивость, смекалку. Развивать логическое
мышление, повышать интеллект, познать дух соперничества и соревнования.
Задачи.
Развивать у детей такие важные качества как:
Внимание, усидчивость
Наблюдательность
Выдержку, самостоятельность
Умение сосредотачиваться, действовать «в уме»
Сообразительность, изобретательность, находчивость
Ориентироваться на плоскости.
 Учить запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности
1.1.2. Принципы формирования дополнительной образовательной
программы:
- личностно-ориентированный;
- принцип развивающего и воспитывающего характера образования,
направлен на всестороннее развитие творческой личности и
индивидуальности ребенка;
- принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
благоприятных условий для полного проявления способностей каждого
воспитанника и своевременной коррекции проблем в его развитии;
- принцип занимательности предполагает вовлечение детей в
целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнять
предъявленные задания и стремление к достижению конечного результата;
- принцип доступности определяет учет особенностей развития ребенка,
анализ содержания образования с точки зрения его реальных возможностей и
оптимальных
форм
организации
образовательного
процесса
без
интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;
- принцип сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставления ему
свободы развития позволяет создать в ходе взаиморазвивающей деятельности
педагога и ребенка атмосферу доброжелательности, эмоциональной
раскрепощённой;
4

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.1.3.Значимые для разработки программы характеристики.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - значимый период в жизни человека т.к. от
рождения до школы он проходит активный, уникальный путь развития. Это
период интенсивного физического роста и общего укрепления организма,
развития головного мозга, всех основных функций организма, формирования
речевой культуры общения, нравственных качеств, трудовых навыков.
Развитие ребенка представляет собой процесс физического, психического и
социального созревания и охватывает все количественные и качественные
изменения врожденных и приобретенных свойств. В процессе психического
развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых,
эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт
личности.
Дошкольники: комплексное развитие мыслительных операций (дети
мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта (высокий
уровень составляет 130 IQ, а не 100; раньше такой IQ встречался у одного
ребенка из десяти тысяч); дети 2-3 лет справляются с заданиями,
рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной
потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее
удовлетворения, если не получает необходимой «порции» информационной
энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный
перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти
намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет
воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий
промежуток времени. Современные дошкольники не испытывают стресса при
контакте с техникой (Интернетом, компьютером, мобильным телефоном и пр.)
и воспринимают их как реальный источник информации.
Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует
над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?».
Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он
старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает
рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети
настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят
насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к
проявлению своей деятельной натуры.
Таким образом, при разработке общеобразовательной программы детского
сада учитывается, что с поправкой на индивидуальные особенности,
уникальность личного социального опыта и индивидуальную траектории
развития современный ребенок обладает:

5

 достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и
отношений объектов, явлений и ситуаций;
 памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь
воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;
 мышлением, достаточным для осознания, установления связей между
сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и
событиями;
 речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как
ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в
отношения разного уровня и направленности;
 исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых
впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные,
многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их
скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных
взаимодействий;
 сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать
самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и
как субъекту социальных отношений;
 внутренней позицией, которая, в основном будет сформирована как
новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку
индивидуально
(на
основе
собственных
мировоззренческих
представлений) относиться событиям и явлениям,
что соответствует тем потенциальным способностям, которыми должен
обладать человек для развития и саморазвития, для реализации в
сотрудничестве и самореализации в самостоятельно выбранных видах
деятельности. Эти потенциальные способности составляют основу (базу) для
реализации ребенком своих компетенций (прав), приобретения и проявления
основ ключевых компетентностей: коммуникативной,
познавательной,
здоровьесберегающей, информационной и, что для нас очень важно,
творческой.
В целом ребёнок 6-7 лет осознает себя как личность, как
самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать
определения некоторым моральным понятиям («добрый человек - это
такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и
достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают
положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не
только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут
самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то
приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства
и эмоции достаточно устойчивы.
6

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им
непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой
объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой
задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический
способ запоминания - повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают
это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит
взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое
упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить
основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно
использовать новое средство — слово (в отличие от детей старшего возраста,
которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал,
группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений,
устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности
детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием
различных средств и способов, непро-извольное запоминание остаётся
наиболее продуктивным до конца до-школьного детства. Девочек отличает
больший объем и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет решать ребёнку более сложные задачи, с использованием
обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых
представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении
выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило,
совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям
даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети
могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию
наглядного признака предмета или явления (например, цвета или
величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого
признака.

7

2. Содержательный раздел.
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы
«Шахматы»
Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в
неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий
прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной
проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на
детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых
возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе
обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур,
делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее
ладьи.
По содержанию программа представлена 6 модулями:
Модули

Количество занятий

Продолжительность
занятия в минутах
30

Шахматная доска

3

Шахматные фигуры

1

30

Начальная
расстановка фигур

1

30

Ходы и взятие фигур

23

30

Цель
партии

шахматной

3

30

Игра всеми фигурами
из
начального
положения

2

30

Всего занятий

33

Направленности модулей:
1модуль ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания

8

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.
п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
2 модуль: ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая
выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры
по высоте.
3 модуль: НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное
положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят
ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4 модуль: ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие
и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
9

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур
(чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле.
При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом
фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть
на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но
с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
5модуль: ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один
ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
10

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.
6 модуль: ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную
партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами
2.2. Организация и содержание деятельности по дополнительной
образовательной программе « Шахматы»
Дополнительная образовательная программа строится на основе авторской
программы Сухина И.Г. «Шахматы»
Совместная деятельность проводится
количество детей в группе 6-8 человек.

один раз в неделю, оптимальное

Система работы состоит из 6 модулей. При работе по этим
происходит постепенное обучение игре в шахматы.

модулям

2.3. Рабочие программы
2.3.1. Рабочая программа по модулю « Шахматная доска»
Задачи модуля « Шахматы»
-познакомить с шахматной доской;
-дать понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр
Основные средства развития:
Содержание модуля « Шахматная доска»
1.Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные
приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и
черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
11

Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка
дидактической сказки "Котята-хвастунишки".
2. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия.
Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей
на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.
Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".
3. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество
полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и
инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.
Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. – с.
132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и
инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание "Диагональ".
Учебно-тематический план
по модулю «Шахматная доска»
для детей 6-7 лет
Модуль
I.
Шахматная
доска

Тема
Знакомство с шахматной доской
Расположение доски между
партнерами . Горизонталь.
Диагональ. Центр.

Количество
часов
1
1

Всего по модулю:
Планируемые результаты.
-знает игровое поле: белое, черное;
-различает горизонталь, вертикаль, центр на шахматной доске;
-ориентируется на шахматной доске.

1
3

2.3.2. Рабочая программа по модулю «Шахматные фигуры»
Задачи модуля « Шахматные фигуры»
-познакомить с шахматными фигурами;
- учить различать фигуры внешне и «наощупь»
Основные средства развития:
Содержание модуля « Шахматные фигуры»
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране.
Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный
12

мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?",
"Большая и маленькая",
Учебно-тематический план
по модулю « Шахматные фигуры»
для детей 6-7 лет
Модуль

Тема

Количество
часов

I.
Шахматные
фигуры
Белые и черные фигуры. Ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король.

1

Всего по модулю:

1

Планируемые результаты.
-знает понятие «белые и черные фигуры»;
-различает шахматные фигуры;
2.3.3. Рабочая программа по модулю « Начальное положение»
Задачи модуля «Начальное положение»
-познакомить с расстановкой фигур перед шахматной партией;
- выучить правило: « ферзь любит свой цвет»;
-показать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур.
Основные средства развития:
Содержание модуля « Начальное положение»
НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной
партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр
диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат".
Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

13

Учебно-тематический план
по модулю «Начальное положение»
для детей 6-7 лет
Модуль
I
Начальное
положение
Всего по модулю:

Тема
Расстановка фигур перед
шахматной партией

Количество
часов
1

1

Планируемые результаты.
- умеет расставить фигуры перед шахматной игрой;
- знает связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным
положением фигур.
2.3.4. Рабочая программа по модулю « Ходы и взятие фигур»
Задачи модуля «Ходы и взятие фигур»
-познакомить с названиями шахматных фигур;
- познакомить с правилами хода и взятия каждой фигуры:
- научить рокировать, объявлять шах, ставить мат.
Основные средства развития:
Содержание модуля «Ходы и взятие фигур»
Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых",
"Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две
ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны.
Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два
слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем".
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного
14

поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные
положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 11. ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри
часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма
"Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".
Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя),
"Ограничение подвижности".
Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение"
(ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри
часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра
на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против
двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические
задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение"
(конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные
положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная,
коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на
проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в
поле воин".
Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка
против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки
против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА.
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона,
пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля,
взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший
15

путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя,
король против ладьи, король против слона, король против коня, король против
пешки), "Ограничение подвижности".
Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от
шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов",
"Защита от шаха".
Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания
"Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
Занятие 24. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Дидактическое задание "Мат или не мат".
Занятие 25. MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".
Занятие 26. MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом
шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
Занятие 27. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

16

Учебно-тематический план
по модулю «Ходы и взятие фигур»
для детей 6- лет
Количество
Модуль
Тема
часов
I. Ходы и взятие Ладья
1
фигур
Ладья
1
Слон
1
Слон
1
Ладья против слона
1
Ферзь
1
Ферзь
1
Ферзь против ладьи и слона
1
Конь
1
Конь
1
Конь против ферзя, ладьи, слона
1
Пешка
1
Пешка
1
Пешка
1
Король
1
Король против других фигур
1
Шах
1
Шах
1
Мат
1
Мат
1
Мат
1
Ничья, Пат
1
Рокировка
1
Всего по модулю:
23
Планируемые результаты.
- знает названия шахматных фигур;
- знает правила хода и взятия каждой фигуры;
- умеет рокировать,
- объявлять шах, ставить мат.
2.3.5. Рабочая программа по модулю « Цель шахматной партии»
Задачи модуля «Цель шахматной партии»
-учить играть всеми фигурами из начального положения;
- дать рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Основные средства развития:
Содержание модуля «Цель шахматной партии»
17

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения
(без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра "Два
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми
фигурами из начального положения.
Учебно-тематический план
по модулю «Цель шахматной партии»
для детей 6- лет
Модуль
I.Цель
шахматной
партии

Тема
Игра всеми фигурами из
начального положения
Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта.
Игра всеми фигурами из начального
положения.
Демонстрация коротких партий.
Игра всеми фигурами из начального
положения. Рокирвка

Всего по модулю:

Количество
часов
1
1

1
3

Планируемые результаты.
- умеет играть всеми фигурами из начального положения;
- понимает принцип разыгрывания дебюта.
2.3.6. Рабочая программа по модулю « Игра всеми фигурами из
начального положения»
Задачи модуля «Игра всеми фигурами из начального положения»
- решать элементарные задачи на мат в один ход
Основные средства развития:
Содержание модуля «Игра всеми фигурами из начального положения»
В содержании даны самые общие представления о том, как начинать
шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами
18

Учебно-тематический план
по модулю «Игра всеми фигурами из начального положения»
для детей 6-7 лет
Модуль

Тема

I. Игра всеми Общие представления том, как
фигурами
из начинать шахматную партию
начального
«Два хода»
положения
Всего по модулю:

Количество
часов
1
1
2

Планируемые результаты.
- умеет решать элементарные задачи на мат в один ход

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Кадровые условия.
Дополнительную общеобразовательную программу- дополнительную
общеразвивающую программу для детей 6-7 лет технической направленности
« Шахматы» реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю
художественной
направленности (изобразительная деятельность) без предъявления требований
к стажу работы.
Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное
образование
воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой («Шахматы») Обеспечивает педагогически обоснованный выбор
форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической
и педагогической целесообразности, используя современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные
ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии, а также современных информационных технологий.
Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников. Составляет планы
и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности воспитанников, способствует их развитию. Обеспечивает и
19

анализирует достижения
воспитанников. Оценивает эффективность
обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
воспитанникам, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и
специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику
развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой
деятельности; содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей,
современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контакта воспитанниками разного возраста, их
родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по
охране труда и пожарной безопасности.
3.2.

Материально-техническое обеспечение

Технические
средства обучения
Телевизор;
ноутбук:
принтер.

Предметно-пространственная развивающая среда
пространственная
предметная
Оборудование:
кабинет
столы-2, стулья(детские)-10;

доска шахматная настенная;
шкафы для пособий и методической
литературы-3;
тумба для материалов продуктивной
деятельности -3;
шахматные доски - 5
Диафильмы
Сухин И. Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.:
Диафильм, 1990.
20

Сухин И. Книга шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм,
1992.
Шахматные игрушки и игры
Дидактические игрушки: "Горизонталь –
вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная
бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики
могут собирать горизонталь, вертикаль,
диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками
шахматных фигур, белых и черных полей, а
также фигур, расположенных на белых и
черных полях.
Летающие
колпачки
(около
гнезд
нарисованы шахматные фигуры и указана их
относительная ценность).
Шахматная доска – куб с фрагментами
доски (свидетельство на промышленный
образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И.
Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Сказки и рассказы для детей о
шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля //
Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают
спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. –
М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова
чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало
(узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку.
– М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и
Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
21

Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и
шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС,
1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? –
Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.

Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебнометодическими изданиями
№
п/п

Наименование
образовательной
программы, в том
числе профессии,
специальности, уровень
образования
(при наличии)
(с указанием
наименований
предметов, курсов,
дисциплин (модулей) в
соответствии с
учебным планом по
каждой заявленной
образовательной
программе)

.
Автор, название, год издания учебного, учебнометодического издания и (или) наименование
электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

Вид
образовательно
го и
информационн
ого ресурса
(печатный /
электронный)

Техническая направленность
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая
программа для детей
дошкольного возраста
(6-7лет)
технической
направленности
«Шахматы»:
Шахматная доска;

1 Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – печатный
М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы печатный
обучения дошкольника шахматной игре. – М.:
печатный
ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.:
печатный
Детская литература, 1980.
22

Шахматные фигуры
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – печатный
Начальная расстановка Л.: Детская литература, 1985.
фигур
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: печатный
Ходы и взяятие фигур
Цель шахматной партии Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы печатный
Игра всеми фигурами из
начального положения для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. –
Испания:
Издательский
центр
Маркота.
Международная
шахматная
Академия
Г.
Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные
приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. –
М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в
Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.:
Астрель, АСТ, 2000, 2001.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки
черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1
класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и
учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
Шахматы – школе /Сост. Б. Гершунский, А.
Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный
печатный

23

3.3. Организационные условия
Учебный план
дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (6-7 лет)
технической направленности « Шахматы»
Содержание
образования (Модули)

Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка
фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной
партии
Игра всеми фигурами
из начального
положения

Возрастная группа/ количество занятий, д. в
минутах
Подготовительная группа
Количество занятий
Длительность в
минутах
3
30
1
30
1
30
23
3

30
30

2

30

33

24

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (6-7 лет)
технической направленности «Шахматы»

Содержание
Количество возрастных групп
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Продолжительность занятия по
дополнительной
общеобразовательной программе
(вторая половина дня)
Количество занятий в неделю по
дополнительной
общеобразовательной программе
Сроки проведения мониторинга
Праздничные дни

3.3.

Подготовит.
группа
6-7 лет
1
36 недель
5 дней
30 минут

1
Согласно
тематического
планирвания
4 ноября, 1-10
января, 23
феврвля, 7-8
марта, 1-3, 9 мая

Оценочные материалы

Исходя из поставленных задач каждого модуля, выведены требования к
представлениям, умениям, которые должны сформироваться по окончанию
обучения.
Оценка осуществляется по 3х-бальной системе:
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
Результаты заносятся в карту индивидуального развития каждого ребенка.
25

По результатам
строится индивидуальная работа и планируются
рекомендации для родителей.
Система оценивания осуществляется в форме наблюдений, бесед.
Индивидуальный регистрационный лист динамики развития
ребенка по дополнительной образовательной программе
«Шахматы» для детей 6-7 лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
п/п
1

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

Показатели

3

Балл
2

1

Примечания

Знает шахматные термины: белое и
черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное
положение, белые, черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах,
мат, пат, ничья;
Называет шахматные фигуры: ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король;
Знает правила хода и взятия каждой
фигуры.
Может ориентироваться на шахматной
доске;
Играет
каждой
фигурой
в
отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
Правильно помещает шахматную
доску между партнерами;
Правильно расставляет фигуры перед
игрой;
Различает горизонталь, вертикаль,
диагональ;
Умеет
определить
можно
ли
рокировать
Знает, когда объявлять шах
Умеет ставить мат
Может решать элементарные задачи
на мат в один ход.
Итого:

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
26

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».