Вокальная студия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно –
эстетическому развитию воспитанников № 533
620137 г. Екатеринбург, ул. Гражданской войны, 6 тел/факс 341-05-46,
э/ почта: mdou533@eduekb.ru, сайт: https://533.tvoysadik.ru/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ)
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Вокальная студия»
Срок реализации - 4 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Бедрина Е.Ю.

Екатеринбург 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования художественноэстетического направления разработана для детей, обучающихся в вокальной
студии
Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству,
развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических,
пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого
потенциала, на воспитание у детей эстетического вкуса.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию и
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность ребенка
в общении.
Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей к
вокальному искусству, как одному из видов художественного творчества, с ростом
числа детских вокальных коллективов, расширением их концертноисполнительской деятельности. Вокально-хоровая работа сегодня является одним
из наиболее доступных средств приобщения детей к музыкальному искусству,
музыкальной культуре в целом.
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать)
ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный подход в решении
поставленных задач. Последовательное развитие определенных тем - основа данной
программы.
Программа рассчитана на 40 занятий в год (с 1 сентября по 30 июня), 1 раз в
неделю продолжительностью 10-30 минут каждое.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 3-7 лет.
Занятия проходят в групповой форме.
Для обучения пению необходимо:
 наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных:
певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма.
 здоровый голосовой аппарат
Перед началом обучения педагог проверяет уровень развития музыкальных
способностей детей:
 диапазон голоса;
 ладовое чувство;
 музыкально-слуховое представление;
 музыкально-ритмическое чувство
Методы и приемы занятий: демонстрационный, практический, игровой,
словесный, метод наблюдений, метод упражнений. Программа предполагает
проведение занятий вокалом в специально оборудованном музыкальном зале с
ТСО, отвечающим современным условиям учебно-воспитательного процесса
(компьютер, музыкальный центр, цифровое пианино, микрофоны с усилителем).
Дети, занимающиеся не первый год, составляют основу, ядро коллектива.
Дети, обладающие хорошими вокальными данными, пробуют себя в качестве
солистов. Дети, владеющие хорошим чувством ритма, подыгрывают на
музыкальных инструментах и т.д. Каждый ребенок в студии находит для себя

полезную ступень. Дифференцированный подход позволяет развивать способности
детей, формируя в них творческую, инициативную жилку.
Цель программы – приобщить воспитанников к вокально-хоровому
искусству через развитие певческих навыков, дать возможность получить основы
вокального искусства и музыкального образования, способствовать формированию
устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности.
Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в
музыкальном воспитании. Певческий голос сравнивают с музыкальным
инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и
реализации музыкальных потребностей.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой
эмоционального воздействия на ребенка. Пение тесно взаимосвязано с
формированием у ребенка эстетического и нравственного отношения к жизни,
эмоциональной культуры. По словам Н.А. Ветлугиной, песня – это яркая, образная
форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение
песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному,
доброму и убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.
Задача руководителя связана с общеэстетическим развитием ребенка, с
расширением его знаний в области вокального искусства и музыки.
Большое значение в работе с детьми отводится активности самих
обучающихся, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой
фантазии.
Воспитывающее и развивающее влияние пения возрастает и углубляется в
процессе работы над выразительностью музыкального интонирования. Подобно
слову в живой речи музыкальная интонация как частица мелодии подлежит в
реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», т.е.
интонированию. Понятие выразительного интонирования при пении включает
точность, чистоту воспроизведения звуков мелодии и эмоциональность исполнения.
Процесс обучения пению тесно связан с психофизиологическим процессом
развития голоса. Чистота интонации в пении зависит от наличия определенных
вокальных навыков, возникает в результате обучения правильному
звукообразованию, дыханию, дикции, артикуляции. Исследователями и педагогами
подчеркивается необходимость работы по развитию певческих навыков и в целом
вокального аппарата у детей как основы развития их музыкальности.
Задачи обучения:
 через совместную коллективную деятельность формировать у детей
нравственные, духовные, патриотические чувства
 через дифференцированный подход воспитывать в детях творчески активную
и мыслящую личность
 прививать музыкальную культуру и чувство прекрасного
 создание атмосферы доверия, содружества и взаимопомощи
 формирование
певческого
дыхания,
звукообразования,
навыков
интонирования
 развитие чувства ритма, музыкального, гармонического слуха и памяти

 укрепление и формирование детского певческого голоса
На занятиях в студии рекомендуется следующий порядок развития певческих
навыков у детей: работа над дикцией и артикуляцией, над дыханием,
звукообразованием, расширением диапазона, звуковедением. Выразительность
певческой и речевой интонации достигается во время речевых упражнений и игр, в
которых ставятся задачи развития певческого звука и устранения речевых дефектов
детей (например, неправильное произношение слов, звуков).
Развитие у детей певческих навыков и выразительности речевой интонации
тесно взаимосвязаны. Как и при пении, в речи участвует голосовой аппарат:
дыхание, связки, мышцы гортани, артикуляционные органы рта. Развитие
выразительности у детей речевого интонирования – важная воспитательная задача.
Речевая интонация несет в себе большую информационную нагрузку и выполняет
значимую роль в коммуникативном взаимодействии людей. Через речевую
интонацию мы знакомимся с индивидуальностью человека, определяем глубину его
чувств, особенности темперамента. Это приводит к выводу о значимости работы
над выразительностью певческой интонации у детей не только с целью развития их
музыкальности, но и для развития личности в важнейшем аспекте социального
общения.
Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на
основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества,
как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны
сопровождать человека всю жизнь.
Совершенствование певческих навыков достигается при помощи упражнений
на каждом занятии на протяжении всего курса вокальной подготовки. Занятия
строятся примерно по одному плану.

Примерная структура занятий

Музыкальная
гимнастика,
распевание
Движение под
музыку

Концертное
исполнение

Пение
по желанию

занятие

Теоретический
материал

Работа над
строем,
динамикой
исполнения

Музыкальная
игра

Слушание
произведения

Разучивание
партий

Музыкальная гимнастика, распевание:
 артикуляционная гимнастика
 упражнения для разогрева голосового аппарата
Теоретический материал:
 беседы по темам разделов программы: «Певческий голос»,
«Дыхание», «Звукообразование»
Слушание произведения:
 слушание
 беседа о содержании

Разучивание партий:
 пропевание отдельно партий и их разучивание
 проверка партий
 работа с солистами
Работа над строем, динамикой исполнения:





работа над ансамблем исполнения
отработка динамических оттенков в произведении
отработка эмоционального настроя
работа над артистичностью исполнения

Движение под музыку:
 использование элементов ритмики, сценического движения при
пении
Пение по желанию:
 пропевание выученного материала
 пропевание с солистами
 пропевание по партиям
Музыкальная игра:








физминутки
игра на ДМИ
хороводы
музыкально-ритмические движения
игры с пением
психологические игры на сплочение коллектива
пальчиковые игры

Концертное исполнение:





итоговый показ – концерт
выступление на праздниках и развлечениях
выступление перед родителями
участие в конкурсах, фестивалях

Ожидаемые результаты:
В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник может:
знать, понимать:
- иметь элементарные представления о голосовом аппарате;
- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им
(внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.

Календарно-тематическое планирование
№
1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.

8.

9.

Наименование темы
Певческий голос. Вводные занятия. Прослушивание детских
голосов. Проверка уровня музыкальных способностей
воспитанников.
Охрана певческого голоса. Беседа об охране голоса.
«Запрещено во время пения». Беседа-игра по выполнению и
соблюдению правил охраны голоса.
Позиция и стойка вокалиста при пении.
Беседа о соблюдении правил вокально-певческой установки
корпуса во время пения (сидя и стоя) для правильной работы
голосового аппарата. Основные положения корпуса и головы
при пении. Упражнения перед зеркалом. Упражнения под
контролем педагога. Тренировочные упражнения.
Закрепление.
Подготовка вокалиста к пению. Беседа на тему «Подготовка
к пению». Разучивание специальных упражнений-разминок на
снятие
внутреннего
напряжения,
для
ощущения
психологической и физической раскованности
Сценическая хореография. Разучивание движений к песням
Дыхание. Понятие дыхания как основы вокального искусства.
Понятие дыхания как основы вокального искусства. Беседа о
правильном дыхании
Медленный вдох и выдох. Упражнения на развитие
певческого
дыхания.
Тренировочные
упражнения.
Разучивание дыхательного упражнения «Медленный вдох и
медленный выдох». Упражнения на развитие певческого
дыхания в форме игры («Цветок», «Свеча», «Пароход»).
Отработка навыка правильного певческого дыхания при
помощи разученных упражнений.
Быстрый вдох и выдох. Упражнение «Животик» с выходом
на
звук.
Тренировочные
упражнения.
Разучивание
дыхательного упражнения
«Быстрый вдох и выдох».
Упражнение «Животик» с выходом на звук. Отработка навыка
правильного певческого дыхания при помощи разученных
упражнений.
Сценическая хореография. Разучивание движений к песням

Кол-во
занятий
1
2
3

2

4
3
4

3

2

10.

11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.

Звукообразование. Что такое звукообразование. Беседа о том,
что значит «петь красиво». Правильное и неправильное
положение рта при пении гласных. Пение на одном звуке.
Пение закрытым ртом звука «м», что помогает добиться
правильного звукообразования. Пение гласных звуков
(а,о,у.ы.и.э) на ноте соль. Певческая гласная основана на
активной работе мышц дыхания и голосовых связок.
Длинные звуки. Упражнение на выработку певческих
гласных. Работа перед зеркалом. Упражнения на гласные: а, о,
у. Игра «Морской прилив и отлив». Тренировочные
упражнения. Отработка навыка пения гласных звуков: а, о, у.
Закрепление. Упражнения на гласные звуки: и, ы, э.
Упражнение на выработку певческих гласных. Работа перед
зеркалом. Разучивание песни «Песенка про гласные»
(сл.В.Степанова, муз.Л.Абелян). Тренировочные упражнения.
Отработка навыка пения гласных звуков: и, ы, э. Закрепление.
Короткие звуки. Упражнения на выработку певческих
гласных (а,о,у, и,э) на нон-легато. Разучивание песни «Песенка
про гласные» (сл.В.Степанова, муз.Л.Абелян). Упражнения
выработку певческих гласных (а,о,у, и,э) на стаккато.
Разучивание песни «Песенка про гласные» (сл.В.Степанова,
муз.Л.Абелян).
Дыхание и выход на звук. Беседа о том, что певческая
гласная основана на активной работе мышц дыхания и
голосовых связок. Знакомство с упражнением «Дыхание и
выход на звук». Пропевание упражнений на гласные звуки.
Закрепление. Упражнения на дыхание с выходом на длинный
звук. Игра «Морской прилив и отлив».
Окончание звука. Филирование звука на гласные: и, а, э, ы, о,
у. Отработка навыка филирования звука в упражнениях на
гласные звуки. Упражнения на окончание звука. Отработка
навыка филирования звука на «Упражнениях на гласные
звуки для малышей» («Кукушка», «Курица», «Мотоцикл»,
«Козочка», «Кошечка», «Ёжик»).
Сценическая хореография. Разучивание движений к песням

2

Отчетный концерт воспитанников студии.
Обобщение музыкальных впечатлений воспитанников. Обмен
мнениями и впечатлениями воспитанников, обобщение их
музыкальных впечатлений. Исполнение песен, полюбившихся
детям. Проверка уровня музыкальных способностей
воспитанников.
Всего за учебный год:

1
1

3

3

3

2

1

40
часов

Содержание разделов программы
Тема раздела: «Певческий голос»
Певческий голос. Вводное занятие. Объяснение целей и задач занятий по
программе обучения. Прослушивание детских голосов. Проверка уровня
музыкальных способностей воспитанников.
Охрана певческого голоса. Беседа об охране голоса. Техника безопасности,
включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
«Запрещено во время пения». Беседа-игра по выполнению и соблюдению правил
охраны голоса.
Позиция и стойка вокалиста при пении. Беседа о соблюдении правил
вокально-певческой установки корпуса во время пения (сидя и стоя) для
правильной работы голосового аппарата. Основные положения корпуса и головы
для сохранения необходимых качеств певческого звука и внешнего поведения
певцов. Упражнения на выработку правильной вокально-певческой установки
корпуса во время пения стоя и сидя перед зеркалом. Разучивание попевки «Петь
приятно и удобно» - сл.В.Степанова, муз. В.Кистеня. Тренировочные упражнения
на выработку правильной вокально-певческой установки корпуса во время пения
стоя и сидя. Закрепление.
Подготовка вокалиста к пению. Беседа на тему «Подготовка к пению».
Разучивание специальных упражнений-разминок на снятие внутреннего
напряжения, для ощущения психологической и физической раскованности
Выполнение упражнений: «Шпага», «Пожевывание языка», «Бежит лошадка,
«Нюхаем цветок», «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Заводим мотоцикл»,
«Старички» - Кха-кха-кха, «Ворона» - Кар-кар-кар, «Ослик» - И-а, «Крик в лесу» А-у, «Больной котёнок» - Мяу, скороговорки (например, «По бревну бобры бредут»
- проговаривание скороговорки с разной интонацией; пение на одном звуке
(«Андрей-воробей»).
Тема раздела: «Дыхание»
Дыхание. Понятие дыхания как основы вокального искусства. Беседа о
правильном дыхании, как основе вокально-хоровой техники. Дыхание - источник
энергии для возникновения звука. Рассказ о работе дыхательной системы
организма. Разучивание упражнений на ощущение диафрагмы. Упражнение
«Березка».
Медленный вдох и выдох. Разучивание дыхательного упражнения
«Медленный вдох и медленный выдох». Упражнения на развитие певческого
дыхания в форме игры («Цветок», «Свеча», «Пароход»). Тренировочные
упражнения. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи
разученных упражнений.
Быстрый вдох и выдох. Разучивание дыхательного упражнения «Быстрый
вдох и выдох». Упражнение «Животик» с выходом на звук. Тренировочные
упражнения. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи
разученных упражнений.

Тема раздела: «Звукообразование»
Звукообразование. Что такое звукообразование. Беседа о том, что значит
«петь красиво». Правильное и неправильное положение рта при пении гласных.
Пение на одном звуке. Пение закрытым ртом звука «м», что помогает добиться
правильного звукообразования. Пение гласных звуков (а,о,у.ы.и.э) на ноте соль.
Певческая гласная основана на активной работе мышц дыхания и голосовых связок.
Длинные звуки. Упражнение на выработку певческих гласных. Работа перед
зеркалом. Упражнения на гласные: а, о, у. Игра «Морской прилив и отлив».
Тренировочные упражнения. Отработка навыка пения гласных звуков: а, о, у.
Закрепление. Упражнения на гласные звуки: и, ы, э. Упражнение на выработку
певческих гласных. Работа перед зеркалом. Разучивание песни «Песенка про
гласные» (сл.В.Степанова, муз.Л.Абелян). Тренировочные упражнения. Отработка
навыка пения гласных звуков: и, ы, э. Закрепление.
Короткие звуки. Упражнения на выработку певческих гласных (а,о,у, и,э) на
нон-легато. Разучивание песни «Песенка про гласные» (сл.В.Степанова,
муз.Л.Абелян). Упражнения выработку певческих гласных (а,о,у, и,э) на стаккато.
Разучивание песни «Песенка про гласные» (сл.В.Степанова, муз.Л.Абелян).
Дыхание и выход на звук. Беседа о том, что певческая гласная основана на
активной работе мышц дыхания и голосовых связок. Знакомство с упражнением
«Дыхание и
выход на звук». Пропевание упражнений на гласные звуки.
Закрепление. Упражнения на дыхание с выходом на длинный звук. Игра «Морской
прилив и отлив».
Окончание звука. Филирование звука на гласные: и, а, э, ы, о, у. Отработка
навыка филирования звука в упражнениях на гласные звуки. Упражнения на
окончание звука. Отработка навыка филирования звука на «Упражнениях на
гласные звуки для малышей» («Кукушка», «Курица», «Мотоцикл», «Козочка»,
«Кошечка», «Ёжик»).
Тема раздела: «Сценическая хореография»
Движения под музыку. Использование элементов ритмики, сценической
культуры, хореографии при пении.
Тема раздела: « Концертно-исполнительская деятельность»
Отчетный концерт. Концерт для родителей, как результат, по которому
оценивают работу студии. Отчётный концерт, на котором обязательно выступают
все дети, и исполняется всё лучшее, что накоплено за весь год, позволяет более
полно проявить полученные знания, умения, навыки за год обучения.
Обобщение музыкальных впечатлений воспитанников. Обмен мнениями и
впечатлениями воспитанников, обобщение их музыкальных впечатлений.
Исполнение песен,
полюбившихся детям. Проверка уровня музыкальных
способностей воспитанников.

Примерный репертуар
«Человек хороший» («Барбарики»)
«Веселая песенка» А.Варламов
«Мальчики и девочки» Т.Кулинова
«Сказочная страна» Т.Кулинова
«Подружки» К.Костин
«Паучок» А.Гончаров
«Мамочка – роза в саду моем» Т.Кулинова
«Маленький водитель» Т.Кулинова
«Жуки» Китаева Людмила
«Молодая лошадь» (детский хор «Великан»)
«Люблюка» Е.Шаламонова
«Трень – брень – дребедень» Э.Скороходов
«Собака - собачка» В.Рукавишников
«Горница – узорница» (ансамбль «Колокольчик»)
«Дискотека в зоопарке» А.Варламов
«Детская дружба» Т.Жабко
«Маленький ежик», «Зуб молочный» Д.Тухманов
«С днем рождения, детский сад» Л.Олифирова

Содержание заданий для проверки уровня развития музыкальных
способностей
воспитанников вокальной студии
№

Задания для
проверки ладового
чувства

1

Узнать знакомую
песню,
фортепианную
пьесу (по
мелодии,
вступлению)
Определить
правильность
мелодии знакомой
песни.

2

3

Закончить
мелодию песни в
тонике.

Задания для
проверки
музыкальнослухового
представления
Спеть правильно
знакомую песню
без инструмента

Задания для
проверки
музыкальноритмического
чувства
Спеть и
отхлопать
ритмический
рисунок
знакомой песни.

Спеть песню в
другой
тональности с
инструментом и
без него.

Согласовать
движения с
характером
музыки.
Показать
игровой образ в
соответствии с

Репертуар, на
котором
осуществляет
ся проверка

музыкой.

Выполнение воспитанниками заданий и их оценка
№

Проверка
ладового
чувства
Фамили
я, имя Послед
ребенка
о
ватель
ность
задани
я
1
2
3

Оценк
а

Проверка
слухового
представления
Послед
о
ватель
ность
задани
я
1
2

Оценк
а

Проверка
музыкальноритмического
чувства
Послед Оценк
о
а
ватель
ность
задани
я
1
2
3

Примечание:
Выполнение задания оценивается по 3-х балльной системе:
 3 – высокий уровень
 2 – средний уровень
 1 – низкий уровень

Репертуар
для
проверки

Анкета для родителей детей
№

1

Вопросы

Мой ребенок с удовольствием ходит на занятия по
вокалу.
2 Моему ребенку нравится петь
3 Мой ребенок готов заниматься вокалом более
глубоко.
4 Мой ребенок творчески подходит к занятиям,
привносит что-то новое.
5 Я думаю, что мой ребенок стал более уверен в
себе.
6 Мой ребенок объективно оценивает себя, не
завышает своих способностей.
7 Мой ребенок терпим к мнению других, умеет
выслушать и понять.
8 Мой ребенок уважает свой коллектив, где все
равны и каждый по-своему талантлив.
9 Мой ребенок достаточно много узнал нового в
ходе занятий.
10 Я хотел(а) бы, чтобы мой ребенок продолжал
занятия по вокалу на следующий год.

Варианты
ответов
Да Нет
Не
знаю


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».