Рабочая программа ДО Театр

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
« Театр-творчество-дети»---------------------------------------------------1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеразвивающей программы художественной направленности
« Театр-творчество-дети»---------------------------------------------------1.1.3.Значимые для разработки программы характеристики-------

3-5
5

6
6-9

2 Содержательный раздел
2.1.
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы -----------------------------------------------------10
2.2.Организация и содержание деятельности дополнительной
образовательной программы ---------------------------------11
2.3. Рабочие программы (учет возрастных особенностей, задачи модулей,
основные средства реализации, содержание модулей, учебно-тематические
планы, планируемые результаты):

2.3.1. Рабочая программа первый год обучения----------------------2.3.2.Рабочая программа второй год обучения ----------------------2.3.4. Рабочая программа третий год обучения-----------------------2.3.5. Рабочая программа четвертый год обучения ----------------3 раздел. Организационно-педагогические условия
3.1.Кадровые условия-------------------------------------------------------3.2.Материально-техническое обеспечение-----------------------------3.3.Организационные условия:
Учебный план-------------------------------------------------------------Календарный учебный график---------------------------------------Расписание --------------------------------------------------------------3.4. Оценочные материалы ---------------------------

12-14
15-17
18-21
22-24

25-26
26

27
28
29
30-36

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский
сад № 533 (далее - МБДОУ) реализуется
дополнительная
общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая
программа для детей дошкольного возраста (3-7 лет) художественной
направленности « Театр-творчество-дети» ( Программа). Срок ее реализации 4
года.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с действующим законодательством и иными нормативными
правовыми документами, локальным актами МБДОУ, регулирующими
деятельность учреждения дошкольного образования
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7
июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014
г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования".
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г.
N 08-249"Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных организаций"
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
7.

Устав МБДОУ детский сад № 533

Структура программы представлена тематическими модулями, каждый из
которых состоит из психофизиологического обоснования, учебнотематического плана, содержания образования, планируемого результата.
3

Содержательный раздел содержит информацию о насыщенности занятий
интересным материалом, описание форм, способов, методов и средств
реализации программы с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей.
Программа рассчитана на 4 года обучения детей дошкольного возраста:
3-4 лет (младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа),
6-7 лет (подготовительная группа).
Каждый ребёнок может проявить свои способности, приобрести знания
и опыт в интересующем его направлении. Для этого изучаются потребности и
интересы детей, социальные заказы их родителей. Одним из социальных заказов
родителей (согласно анкетирования) стал заказ на дополнительную услугу:
театральная студия
За основу взята программа Н.Ф. Сорокиной «Театр - творчество - дети».
Реализация парциальной программы «Театр-творчество-дети» в полном объеме
невозможна по ряду причин (в ДОУ нет театральных кукол: кукол-марионеток,
тростевых кукол, верховых кукол на гапите и т.д.). В то же время, в программу
Н.Ф. Сорокиной, включены такие разделы, как песенное творчество,
танцевальное творчество, импровизация на музыкальных инструментах, а так
как данные разделы в детском саду, в достаточном объеме и профессионально
реализует музыкальный руководитель, то встала проблема составления
адаптированной программы по приобщению дошкольников к театральной
деятельности. Таковой и явилась предлагаемая адаптированная программа «
Театр- творчество-дети». Из программы Н.Ф. Сорокиной «Театр - творчестводети» взяты такие разделы как:

основы кукловождения;

основы актерского мастерства;

основы кукольного театра;

основы драматизации.
Предлагаемая адаптированная программа « Театр – творчество – дети »
дополнена такими разделами, как:

история театра;

кто работает в театре;

правила поведения в театре;

знакомство с разными видами театральных кукол: пальчиковый театр,
теневой, настольной деревянной и мягкой игрушки.
Программа «Театр-творчество-дети» создана по замыслу педагога, с
учётом своего потенциала, видения проблем, путей их решения и
способности строить собственную рефлексивную практику, анализировать
4

личный опыт. Педагог самостоятельно формирует образовательный маршрут
ребенка в соответствии с личностными, возрастными, психологофизиологическими
особенностями.
Программа
имеет
региональный компонент,
её
отличает
вариативность,
гибкость,
возможность
свободно
варьировать
длительность
и
порядок
освоения, возможность предоставить различные формы обучения.
Разработана Программа как дополнение к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования МБДОУ № 533 и не дублирует, а
дополняет
художественно-эстетическое
направление
развития
дошкольников.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы.
Программа «Театр-творчество-дети» для детей 3-7 лет ориентирована
на всестороннее развитие личности ребёнка.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
1. Развивать творческие способности детей средствами театральной
деятельности (этюды, игры - драматизации, создание афиш, декораций,
элементов костюмов, сочинение сказок, в импровизациях).
2.
Формировать
исполнительские
умения
детей
в
создании
художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и
танцевальные импровизации.
3. Расширять знания детей об окружающем мире: история театра,
устройство театра, кто работает в театре, какие бывают театры, о разнообразии
театральных кукол, декораций (уметь различать и называть их).
4. Развивать речь дошкольника: пополнять и активизировать словарь
детей, работа над дикцией, интонационной выразительностью, диалогической и
монологической речью.
5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании
художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и
танцевальные импровизации.
6. Развивать гуманные чувства детей: адекватно реагировать, радоваться
успехам других, огорчаться в случае неудачи, стремиться прийти на помощь,
правильно оценивать свои поступки и поступки других.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 (37) занятий в год.
Продолжительность каждого занятия: 3-4 года-15 минут, 4-5 лет-20 минут, 56 лет- 25 минут, 6-7 лет-30 минут.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
5

- личностно-ориентированный;
-принцип развивающего и воспитывающего характера образования,
направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности
ребёнка;
- принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и
своевременной коррекции проблем в его развитии;
- принцип занимательности предполагает вовлечение детей в
целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнять
предъявленные задания и стремление к достижению конечного результата;
- принцип доступности определяет учёт особенностей развития ребёнка,
анализ содержания образования с точки зрения его реальных возможностей и
оптимальных форм организации образовательного процесса без
интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;
- принцип сотрудничества, уважения личности ребёнка, предоставления ему
свободы развития позволяет создать в ходе взаиморазвивающей деятельности
педагога и ребёнка атмосферу доброжелательности, эмоциональной
раскрепощённости
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей
дошкольного
возраста.
В дошкольном возрасте у ребенка активно проявляются:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он
уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке
взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах,
потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
•
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых
эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом
возрасте начинают формироваться основные этические понятия,
воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые,
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную
фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые
миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях
ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться
недостающего
ему
признания.
• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя
недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое
магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но
безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к
ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к
более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у
6

нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу,
в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся,
мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со
сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более
выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны
ровесников.
• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать
вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать
различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то
есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их
познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре
или занимательной игре.
Возраст пяти лет — последний из дошкольных
возрастов, когда в психике ребёнка появляются принципиально новые
образования. Это произвольность психических процессов — внимания,
памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять
своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в
самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее
изменение в деятельности ребёнка: целью последней становится не изменение
внешних, окружающих ребёнка предметов, а овладение собственным
поведением. Существенно меняется представление ребёнка о себе, его образ
Я. Примерно до пяти лет в образе Я - ребёнка присутствуют только те качества,
которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребёнка
начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том,
каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме
имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и
нежелательных чертах и особенностях. Разумеется, этот процесс находится
ещё в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребёнок шестого года
жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты
характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто
хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь
из знакомых людей. Ребёнок может воображать себя этим персонажем, — не
играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Дело в
том, что учиться ребёнка побуждает не только и не столько интерес к
изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв
может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем
учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть
себя «умным», «знающим», «умеющим». Ещё одно важное изменение
происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста
сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьёзное значение для
ребёнка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение
сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трёх лет
сверстник является для ребёнка лишь более или менее приятным либо
интересным объектом. На четвёртом году жизни ребёнка больше интересуют
предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам.
7

Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — понастоящему ещё недоступна детям, и попытки наладить её порождают
множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и
мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять
личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или
выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей
четвёртого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На
пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому
неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями,
информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребёнка
разные линии психического развития, соединившись, образуют
благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со
сверстниками.
Игры
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и
строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от
ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать
подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли
становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении
ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого
поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким
центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки,
а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)
Действия детей в играх становятся разнообразными.
Творчество
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и
жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные
изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости
от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования
8

образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по
замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной
деятельности.
Восприятие окружающего мира
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют
не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию
— до десяти различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения.
Мышление
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся
правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные
представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времён
года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате
различных воздействий, представления о развитии и т.д.
Речь
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направленностью дополнительной общеобразовательной
программы:
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих
мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная
художественная
деятельность
–
изобразительная,
музыкальная,
9

художественно-речевая, театрализованная и др. Важной задачей
эстетического воспитания является формирование у детей эстетических
интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих
способностей. Поэтому важное место в дополнительной общеобразовательной
программе отводится художественной направленности.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет
расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в
воображаемых ситуациях.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии
ребёнка 3-7 лет. Интенсивному речевому развитию служит именно
самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не
только само действие детей с кукольными персонажами или собственные
действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор
темы, передача знакомого содержания, сочинения, исполнение песен от лица
персонажей их инсценирование, приплясование, напевание и т.д.)
В театрализованной деятельности имеются большие возможности для
расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для
своего героя, и даже создания целого спектакля.
В дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для
дальнейшего
эстетического развития: активность, сознательность,
самостоятельность, способность к сопереживанию и соучастию,
непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении
воображения. Благодаря этим качествам ребёнок уже в состоянии сам сделать
куклу для своего выступления и через цвет одежды передать её образ.
Важнейшим в театрализованной деятельности является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный
результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны,
чем спектакль.
Структурными компонентами модели образовательного процесса являются:
содержание образования, реализуемое в совместном культурно-коммуникативном
взаимодействии, в специально организованных интегрированных видах деятельности,
в пространственно-предметной среде развития ребёнка и во взаимосвязи всех видов
деятельности, специфичных для ребёнка дошкольного возраста: игра, рисование,
конструирование, музыкальная, театрализованная и др.
2.2.Организация
и
содержание
деятельности
дополнительной
образовательной программы
Формы:
7. Занятия.
8. Игры - занятия.
9. Игры - загадки.
10.Занятия - путешествия.
11.Игры - драматизации.
12.Совместная деятельность воспитателей и детей.
10

13.Самостоятельная деятельность детей.
14.Игры, упражнения, этюды.
Методы и приёмы:
1. Наглядно - слуховой.
2. Наглядно-зрительный.
3. Метод поисковой ситуации.
4. Игровой.
5. Оценочный метод.
6. Метод упражнения с усложнением.
7. Дидактический.
8. Словесный.
9. Метод умелого переключения с одного вида на другой.
По содержанию Программа представлена 7 модулями:
Модули
Количество занятий/ время проведения в минутах
2 младшая Средняя
Старшая
Подготовительная
группа(3- группа
группа
группа (6-7 лет)
4г.)
(4-5 лет)
(5-6 лет)
1. Мир театра
7
7
7
7
2.Основы
6
6
6
6
кукловождения.
3.Основы
6
6
6
6
актёрского
мастерства.
4.Основы
7
7
7
7
кукольного театра
5.Основы
9
9
9
9
драматизации.
7.Отчетный
1
1
1
1
спектакль
Итого
36
36
36
36

2.3.Рабочие программы.
2.3.1. Рабочая программа 2 младшая группа
Учебно-тематический план.
2-й год обучения (средняя группа)

№
п/п
1

Модули
Мир театра

Количество часов
Теория
Практика
Всего
3
4
7
11

2
3
4
5
6

Основы кукловождения
Основы
актерского
мастерства
Основы кукольного театра
Основы драматизации
Отчетный спектакль
Итого:

1
1

5
5

6
6

1
1
0
9

6
8
1
27

7
9
1
36

Содержание 2-го курса обучения (36 часов)
Модуль 1. «Мир театра» (7часов)
Практика 0.5 часа

Теория 3 часа
1. Знакомство с детьми, игра «Ау, мишка!»
Беседа «Где вы были, что вы видели?», (в театре, что понравилось, что
запомнили…)
2.Кто работает в театре- 0.5 часа
Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, чем занимаются
в театре, важность работы.
3.Как устроен театр (зрительный зал, раздевалка, буфет, сцена) - 0.5 часа
Беседа из опыта детей, просмотр презентации «Мир театра».
4.Правила поведения в театре- 0.5 часа
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5.Афиша, что это? – 0.5 часа
Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей
афиши.
Практика 4 часа
1.Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов- 0.5 часа
2.Рисование знаков по правилам поведения в театре- 0.5 часа
3. Посещения театра совместно с родителями – 2 часа
4.Игры «Найди свое место», «Радуга настроений» - 0.5 часа
5.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического 0.5 часа
Модуль 2. «Основы кукловождения» ( 6 часов)
Теория 1 час:
1.Познакомить детей с театральной ширмой, настольным театром деревянной
игрушки, с приемами вождения кукол- 0.5 часа
12

2.Познакомить с пальчиковым театром, обучить приемам вождения
пальчиковых кукол- 0.5 часа
Практика 4 часа:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Мама гуляет», «Две
мышки», «Дед и репка», «Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с лягушкой»,
«Пляска зверей» - 2 часа
2.Кукольный спектакль «Теремок» (взрослые показывают детям) – 1 час
3.Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке»- 1час
4.Театральная игра «Теремок» с куклами пальчикового театра, «Пальчиковые
игры», «Массаж пальцев» – 1 час
Модуль 3. «Основы актерского мастерства» (6 часов)
Теория 1 час:
1.Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» - 0.5 часа
2.Беседа, рассматривание фотографий, просмотр фрагмента сказки «Морозко» художественный фильм – 0.5 часа
Практика 5 часа
1.Этюды на развитие внимания: «Будь внимателен», «Запомни свое место»,
«Флажок», «Что изменилось»- 1 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений:
«Это я! Это мое», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка
прыгает» - 1 час
3.Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно
выразить свое настроение: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс»,
«Сердитый дедушка», «Провинился» - 1 час
4. «Расскажи стихи руками» 1 час
Модуль 4. «Основы кукольного театра» (7 часов)
Теория 1 час:
1.Просмотр мультфильма «Репка», беседа по фильму - когда, где, с кем, почему
произошло событие. Кто понравился из героев и почему – 0.5 часа
2.Рассказывание сказки «Как собака себе друга искала» мордовская сказка – 0.5
часа
Практика 6 часов
1.Рисование «Кем я хочу быть» по сказкам «Репка», «Как собака себе друга
искала» - 0.5 часа
2.Хороводная игра «Репка, репонька - вырастай крепонька…»
3.Танцевальная импровизация героев сказки- 0.5 часа
4.Разучивание ролей, нахождение выразительных движений, интонационной
выразительности героев - 4 часа
5. Показ кукольного театра «Как собака себе друга искала».
13

Модуль 5. «Основы драматизации» (9 часа)
Теория 1 час:
1.Беседа о профессии актера.- 0.5 часа
2.Просмотр фрагмента сказки «Морозко», беседа «Почему можно сказать хороший актер?» - 0.25 часа
3.Кукольный спектакль «У Зайчишки Новый год», знакомство со сказкой,
показывают взрослые – 0.25 часа
Практика - 8 часов
1.Репетиционный период: разучивание ролей, нахождение образа героя- 6часов
2.Изготовление пригласительных билетов и афиши для спектакля, изготовление
элементов костюмов, декораций с помощью родителей-1час.
3. Репетиция сказки детьми-1час
Модуль 6. Отчетный спектакль 1 час
К концу года дети будут иметь:
- представление о театре;
-знать некоторые виды театров;
-иметь навыки кукловождения;
-научится передавать мимикй, позой, жестм, движенитями основные
эмоции;
-будет проявлять интерес к драматизации;
- будет использовать выразительные средства для создания образа
-испытывать желание выступать перед родителями, детьми.

2.3.2. Рабочая программа второй год обучения (средняя группа 4-5
лет)
Учебно-тематический план.
2-й год обучения (средняя группа)
№
п/п
1

Модули
Мир театра

Количество часов
Теория
Практика
Всего
3
4
7
14

2
3
4
5
6

Основы кукловождения
Основы
актерского
мастерства
Основы кукольного театра
Основы драматизации
Отчетный спектакль
Итого:

1
1

5
5

6
6

1
1
0
9

6
8
1
27

7
9
1
36

Содержание 2-го курса обучения (36 часов)
Модуль1. «Мир театра» (7часов)
Теория 3 часа
1.История театра- 1 час.
Беседа с показом слайдов- с чего все начиналось, бродячие артисты, куклапетрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем
различаются.
2.Кто работает в театре- 0.5 часа
Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, чем занимаются
в театре, важность работы.
3.Как устроен театр (зрительный зал, раздевалка, буфет, сцена) - 0.5 часа
Беседа из опыта детей, просмотр презентации «Мир театра».
4.Правила поведения в театре- 0.5 часа
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5.Афиша, что это? – 0.5 часа
Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей
афиши.
Практика 4 часа
1.Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов- 0.5 часа
2.Рисование знаков по правилам поведения в театре- 0.5 часа
3. Посещения театра совместно с родителями – 2 часа
4.Игры «Найди свое место», «Радуга настроений» - 0.5 часа
5.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического 0.5 часа
Модуль 2. «Основы кукловождения» ( 6 часов)
Теория 1 час:
1.Познакомить детей с театральной ширмой, настольным театром деревянной
игрушки, с приемами вождения кукол- 0.5 часа
2.Познакомить с пальчиковым театром, обучить приемам вождения
пальчиковых кукол- 0.5 часа
15

Практика 4 часа:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Мама гуляет», «Две
мышки», «Дед и репка», «Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с лягушкой»,
«Пляска зверей» - 2 часа
2.Кукольный спектакль «Теремок» (взрослые показывают детям) – 1 час
3.Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке»- 1час
4.Театральная игра «Теремок» с куклами пальчикового театра, «Пальчиковые
игры», «Массаж пальцев» – 1 час
Модуль 3. «Основы актерского мастерства» (6 часов)
Теория 1 час:
1.Беседа «Артист. Кто он? Какой он?» - 0.5 часа
2.Беседа, рассматривание фотографий, просмотр фрагмента сказки «Морозко» художественный фильм – 0.5 часа
Практика 5 часа
1.Этюды на развитие внимания: «Будь внимателен», «Запомни свое место»,
«Флажок», «Что изменилось»- 1 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений:
«Это я! Это мое», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка
прыгает» - 1 час
3.Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно
выразить свое настроение: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс»,
«Сердитый дедушка», «Провинился» - 1 час
4. «Расскажи стихи руками» 1 час
Модуль 4. «Основы кукольного театра» (7 часов)
Теория 1 час:
1.Просмотр мультфильма «Репка», беседа по фильму - когда, где, с кем, почему
произошло событие. Кто понравился из героев и почему – 0.5 часа
2.Рассказывание сказки «Как собака себе друга искала» мордовская сказка – 0.5
часа
Практика 6 часов
1.Рисование «Кем я хочу быть» по сказкам «Репка», «Как собака себе друга
искала» - 0.5 часа
2.Хороводная игра «Репка, репонька - вырастай крепонька…»
3.Танцевальная импровизация героев сказки- 0.5 часа
4.Разучивание ролей, нахождение выразительных движений, интонационной
выразительности героев - 4 часа
5. Показ кукольного театра «Как собака себе друга искала».
Модуль 5. «Основы драматизации» (9 часа)
Теория 1 час:
16

1.Беседа о профессии актера.- 0.5 часа
2.Просмотр фрагмента сказки «Морозко», беседа «Почему можно сказать хороший актер?» - 0.25 часа
3.Кукольный спектакль «У Зайчишки Новый год», знакомство со сказкой,
показывают взрослые – 0.25 часа
Практика - 8 часов
1.Репетиционный период: разучивание ролей, нахождение образа героя- 6часов
2.Изготовление пригласительных билетов и афиши для спектакля, изготовление
элементов костюмов, декораций с помощью родителей-1час.
3. Репетиция сказки детьми-1час
Модуль 6. Отчетный спектакль 1 час
К концу учебного года дети будут знать:
 Историю театра (с чего начинался театр, бродячие артисты).
 Кто работает в театре (профессии, что делают).
 Из чего состоит театр (зрительный зал, фойе из раздевалки и буфета).
 Правила поведения в театре.
 Виды театральных кукол и уметь управлять ими (настольный театр,
пальчиковый).
 Создавать образы с помощью мимики, жестов, движений (зверей).
 Знать русские народные сказки.

2.3.3. Рабочая программа третий год обучения (старшая группа, 5-6
лет)
Учебно-тематический план.
2-й год обучения (старшая группа)
№
п/п
1

Модули
Мир театра

Количество часов
Теория
Практика
Всего
3
4
7
17

2
3
4
5
6

Основы кукловождения
Основы
актерского
мастерства
Основы кукольного театра
Основы драматизации
Отчетный спектакль
Итого:

1
3

5
3

6
6

1
1
0
9

6
8
1
27

7
9
1
36

Содержание 2-го курса обучения (36 часов)
Старшая группа
Модуль 1. «Мир театра» (7 часов)
Теория 3 часа
1.История театра- 0,5 час
Беседа с показом слайдов - вспомнить с чего все начиналось, бродячие артисты,
кукла-петрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем
различаются. Какие бывают театры? Где находятся.
2.Кто работает в театре - 1 час
Беседа с показом иллюстраций, рассматривание фотографий людей разных
профессий, чем занимаются в театре, важность театральных профессий
(звукорежиссер, гример, парикмахер).
3.Как устроен театр – 0,5 час
Беседа из опыта детей, просмотр фрагмента презентации «Мир театра».
4.Правила поведения в театре - 0,5 час
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5.Афиша, что это? – 0,5 час
Беседа «Афиша, что это. Для чего нужна афиша». Рассматривание настоящей
афиши. Содержание афиши.
6. Пригласительные билеты. Для чего нужны пригласительные билеты,
содержание пригласительных билетов, кого можем пригласить на спектакли –
0,5 час
Практика 4 часа
1.Экскурсия в театр на представление с родителями «Путешествие по театру».
Рассмотреть сцену: занавес, кулисы; зрительный зал (сентябрь) - 1 час
2.Разучивание стихов о театре, разгадывание и придумывание загадок,
разгадывание кроссвордов - 0.5 часа
3.Рисование знаков по правилам поведения в театре- 0.5 часа
4.Игры «Найди свое место», «Радуга настроений», - 0.5 часа

18

5.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического0.5 часа
6.Изготовление афиш – 0,5 час
7.Изготовление пригласительных билетов к спектаклю – 0,5 час
Модуль 2. «Основы кукловождения» (6 часов)
Теория 1 час:
1.Беседа:
«Какие театральные куклы вы знаете? Что общего и чем
различаются?»- 0.5 часа
2.Познакомить детей с театральной куклами «би- ба-бо», с приемами вождения
кукол - 0,5 часа.
3.Познакомить с театром ложек, обучить приемам вождения кукол - 0.5 часа.
Практика 5 часов:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «К нам пришла лошадка»,
«Мыши и кот», «Кот и петушок», «Хоровод», «Карнавал зверей», «Лиса Алиса и
кот Базилио», «Встреча зверей», «У медведя во бору», «Я рыжая лисица», «Бегал
заяц по болоту», «Большие ноги» - 1 час.
2.Просмотр сказки «На балу у Золушки» (кукольный спектакль - взрослые
показывают детям) – 1 час
3.Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке»- 0,5 час
4.Игры: «Найди свое место», «Пальчиковые игры», «Массаж пальцев», игры на
внимание «Одень куклу», «Нагрузи машинку» – 0,5 час
5.Сочинение сказок с театральными куклами: «Вот однажды …», «День
рожденья», «Подарок», «Мамин праздник», «Встреча друзей» - 1 час
Модуль 3 «Основы актерского мастерства» (6 часов)
Теория 2,5 часа:
1.Беседа о профессии артиста «Артист. Кто он? Какой он?», «Чем отличается
хороший артист от плохого» - 1 час
2.Беседа: «Каких известных артистов я знаю», рассматривание фотографий,
просмотр фрагмента сказки «Варвара краса, длинная коса» - художественный
фильм – 1,5 час
Практика 3,5 часа:
1.Упражнения на развитие внимание детей: «Будь внимателен», «Запомни свое
место», «Флажок», «Что изменилось», «Не будем скучать 1 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных движений и жестов: Вот он
какой», «Игра с камешками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка», «Ох, ох,
что за гром?», «Самолеты загудели», «Чешу, чешу волосыньки», «Эй Ванюша
посмотри» - 1 час.
3.Этюды на понимание эмоционального состояния человека и воспроизведение
отдельных черт характера (работа у зеркала): «Потерялся», «Котята», «Часовой»,
19

«Повар», «На улице две курицы», «Скачет галка», «Лисичка - сестричка», «За
деревней я гуляла», Ехал пан», «Цок, цок» «Мальчик Петя поздно встал» - 1 час
Модуль4«Основы кукольного театра» (7 часов)
Теория 1 час:
1.Просмотр мультфильма «Теремок», беседа по фильму - когда, где, с кем,
почему произошло событие. Кто понравился из героев и почему – 0,5 час
2. Кукольный спектакль «Как собака себе друга искала» мордовская сказка,
показывают взрослые, беседа по содержанию сказки – 0,5 час
Практика 6 часов
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Встречи мышки и
лягушки», «В гости к петушку», «К нам пришла собачка» - 0,5 часа
2.Репетиционный период: разучивание ролей, нахождение выразительных
движений, интонационной выразительности героев- 3,5 часа
3.Хороводная игра с куклами «Стоит в поле теремок»- 0.5 часа
4.Танцевальная импровизация героев сказки- 0.5 часа
5.Премьера сказки «Как собака себе друга искала» - 1 час
Модуль 5 «Основы драматизации» (9 часов)
Теория 1 час:
1.Беседа о профессии актера – 0.25 часа
2.Просмотр фрагмента сказки «Дюймовочка», беседа «Почему можно сказать хороший артист?», «Как стать хорошим артистом»- 0,25 часа
3.Кукольный спектакль «На балу у Золушки» (ознакомление со сказкой,
показывают взрослые детям) – 1 час
Практика 8 часов
1.Репетиционный период: выбор роли, разучивание ролей, нахождение образа
героя, используя выразительные движения и интонацию – 6 часов
2.Изготовление пригласительных билетов -0,5 часа
3.Изготовление афиши для спектакля – 0,5 часа
4.Изготовление элементов костюмов, декораций с помощью родителей- 1 час
Модуль 6. Отчетный спектакль
Показ спектакля 1 час
К концу учебного года дети будут знать
 Историю театра (театры древности и современные театры, их разновидности).
 Люди, каких профессий работают в театре (разбор по «ладошке»).
 Из чего состоит театр (схема зрительного зала, выставки в фойе).
 Правила поведения в театре.
 Виды театральных кукол и умение ими управлять (театр «би-ба-бо», театр
ложек).
20

 Создать образы с помощью мимики, жестов, движений, выразительность речи,
уметь находить выразительные движения для создания образа.
 Знать уральские сказы, русские народные сказки, сказки Пушкина,
Чуковского.

2.3.4. Рабочая программа четвертый год обучения (подготовительная
группа 6-7 лет)
Учебно-тематический план.
на 4-й год обучения (подготовительная группа)
№
Модуль
Количество часов
п/п
Теория
Практика
Всего
1
Мир театра
3
4
7
2
Основы кукловождения
1
5
6
21

Основы
актерского
2
4
6
мастерства
4
Основы кукольного театра
1
6
7
5
Основы драматизации
1
8
9
6
Отчетный спектакль
0
1
1
Итого:
10
26
36
Содержание 3-го курса обучения (36 часов)
Подготовительная группа
Модуль 1. «Мир театра» (7 часов)
Теория 3 часа
1.История театра – 0,5 часа
Беседа с показом слайдов - вспомнить с чего все начиналось, бродячие артисты,
кукла- петрушка, театры древности, современные театры, чем похожи и чем
различаются. Какие бывают театры? Где находятся. Известные артисты.
2.Кто работает в театре - 1 час.
Беседа с показом иллюстраций, фото людей разных профессий, кто и чем
занимаются в театре, важность театральной профессии («по ладошке»)
3.Как устроен театр – 0,5 часа
Беседа из опыта детей, просмотр фрагмента презентации «Мир театра».
Зрительный зал состоит из: сцены - авансцена, боковые кулисы, задник,
оркестровая яма, место для суфлера; места в зрительном зале - партер, бельэтаж,
балкон, ложа..
4.Правила поведения в театре – 0,5 часа
Беседа о правилах поведения в театре (что можно, что нет), личный опыт.
5. Беседа «Афиша, что это?» Беседа: Билет: где можно взять, для чего нужен.
Пригласительный билет – 0,5 часа. Для чего нужна афиша, содержание афиши.
Рассматривание настоящей афиши.
Практика 4 часа
1.Экскурсия «Путешествие по театру» (рассмотреть и найти: фойе, раздевалку,
буфет, фойе - место для отдыха; зрительный зал: партер, бельэтаж, балкон, ложа;
сцена: задник, боковые кулисы, оркестровая яма). (сентябрь)- 2 часа
2.Разучивание стихов о театре, разгадывание загадок, кроссвордов- 1 час
3.Придумывание и рисование знаков по правилам поведения в театре- 0.5 часа
5.Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического 0.5 часа
Модуль 2 «Основы кукловождения» (6 часов)
Теория 1 час:
3

22

1.Познакомить детей с театральной ширмой, с театральными куклами «живой
руки», куклы «би-ба-бо», с приемами вождения кукол- 0,5 часа
2.Познакомить с тростевыми театральными куклами, обучить приемам вождения
кукол - 0,5 часа.
Практика 3 часа:
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения: «Веселая зарядка»,
«Лисичка умывается», «Лиса по лесу ходила», «Лизавета здравствуй», «Пошел
котик во лесок», «Неожиданная встреча бабушки и внучки», «Прогулка в лес»,
«Встреча детей», «Веселый перепляс» - 2 часа
2.Просмотр сказки «Подарок для мамы» (кукольный театр, взрослые показывают
детям) – 1 час
3.Рисование «Кем бы я хотел быть в сказке» и почему - – 0,5 часа.
4.Игры «Пальчиковые игры», «Массаж пальцев», «Радуга настроений»,
«Заколдованный круг» – 0,5 часа.
Раздел 3 «Основы актерского мастерства» (6 часов)
Теория 2,5 часа:
1.Беседа «Артист. Кто он? Какой он?», трудно или легко быть артистом- 1 час
2.Беседа: «Каких известных артистов я знаю», рассматривание фотографий,
просмотр фрагмента сказки «Морозко» - художественный фильм, кто
понравился и почему – 1,5 часа.
Практика 3,5часа:
1.Упражнения на развитие внимания: «Обезьянки», «В музее восковых фигур»,
«Строители», «Художник», «Запомни позу» - 0,5 час
2.Этюды на развитие эмоционально-выразительных жестов, движений: «Это я!
Это мое», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай - Болтай», «Петрушка прыгает»,
«Патока с имбирем», «Я на камушке сижу», «Уж как шла лиса», «Расскажи стихи
руками» - 1,5 час.
3.Этюды на понимание эмоционального состояния человека и умение адекватно
выразить свое настроение: «Удивление», «Круглые глаза», «Старый гриб»,
«Пожар», «Гневная гиена», «Сидит, сидит зайка», «Ехала деревня», «ЕгорушкаЕгор», «Белка с ветки в свой домишко», «Заяц, заяц чем ты занят?» - 1,5 час.
Модуль 4. «Основы кукольного театра» (7 часов)
Теория 1 час:
1.Просмотр мультфильма «Гуси - лебеди». Беседа по фильму - когда, где, с кем,
почему произошло событие. Кто понравился из героев и почему – 1 час
Практика 6 часов
1.Упражнения на освоение приемов кукловождения «Встреча зайца и медведя»,
«Совушка сова», «Встреча друзей»- 0,5 час
2.Рисование «Кем я хочу быть в сказке «Подарок для мамы»» - 0,5 часа
23

3.Разучивание ролей, нахождение выразительных движений театральных кукол,
работа над интонационной выразительностью героев- 4 часа
4.Танцевальная импровизация героев сказки- 1 час.
Модуль 5 «Основы драматизации» (9 часов)
Теория 1 час:
1.Беседа о профессии артиста -0.5 часа
2.Просмотр фрагмента сказки «Снежная королева», беседа «Почему можно
сказать - хороший актер?» -0.5 часа
Практика 8 часов
1.Выбор роли. Репетиционный период: разучивание ролей к сказкам,
нахождение образа персонажа, используя выразительные движения и мимику5,5 часов
2.Изготовление пригласительных билетов и афиши для спектаклей- 0,5 часа
3.Изготовление элементов костюмов, декораций с помощью родителей - 1час
4.Премьера сказок (для родителей, детей садика) - 1 час
Модуль 6. Отчетный спектакль
К концу учебного года дети будут знать:
 Историю театра (что сначала, что потом; имена известных русских
театральных деятелей артистов).
 Разновидности театров (балет, оперы, кукольный театр, детский театр, театр
драмы).
 Кто работает в театре («по ладошке»).
 Из чего состоит театр (фойе, раздевалка, буфет, выставки, место для отдыха;
зрительный зал: партер, бельэтаж, балкон, ложа; сцена: задник, боковые кулисы,
оркестровая яма).
 Правила поведения в театре.
 Виды театральных кукол и приёмы управления ими (куклы «живой руки»,
тростевые куклы, куклы «би-ба-бо»).
 Уметь находить выразительные движения, мимику, речь для создания образа
персонажа.

3. Организационный раздел.
3.1. Кадровые условия.
Дополнительную общеобразовательную программу- дополнительную
общеразвивающую программу для детей 3-7 лет художественной
направленности « Театр-творчество-дети» реализует педагог дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее
24

профессиональное образование в области, соответствующей профилю
художественной направленности ( театральная студия) без предъявления
требований к стажу работы.
Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное
образование
воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой (« Театр-творчество-дети»). Обеспечивает педагогически
обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия,
опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, возрастной психологии, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод
воспитанников. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует
их развитию. Обеспечивает и анализирует достижения
воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие
опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым воспитанникам,
воспитанникам, имеющим отклонения в
развитии.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и
специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику
развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой
деятельности; содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей,
современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контакта воспитанниками разного возраста, их
родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по
охране труда и пожарной безопасности.
25

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы





Технические
средства
обучения

Развивающая среда
пространственная
предметная

Телевизор

Музыкальный зал,
Групповая комната

Видеомагнитофон
Музыкальный
центр

Разные виды театра
Театр игрушки (настольный театр)
Пальчиковый театр,
Варежковый театр
Театр теней
Театр марионеток
Театр на ложках
Театр на теннисных шариках
Декорации
Костюмы
Реквизиты для этюдов

3.2.Программно-методическое обеспечение программы
«Театр – творчество – дети»
Парциальные
программы
«Театр –
творчество-дети»
Сорокина Н.Ф.

Методические пособия
1.Сорокина Н.Ф.
«Играем в
кукольный театр».М.: АРКТИ, 2002.208 с.
2. «Театрализованные
игры дошкольников»
Сорокина М.Ф.

Дополнительная литература,
вспомогательные материалы
1 .«Театрализованные игры в детском
саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.Л.
2. «Театрализованные занятия в детском в
детском саду» Маханева М.Д.
3. «Театрализованные игры в школе»
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.
4. «Театрализованная деятельность в
детском саду» Аншинина А.Е.
5. «Театрализованные игры
дошкольников» Артёмова Л.В.
6. «Театрализованные игры - занятия»
Баряева Л., Вечканова М.
7. «Театрализованные игры для
дошкольников» Прохорова Е.В.
8. Журналы «Дошкольное воспитание»,
«Ребёнок в детском саду»
9. «Кукляндия» Родина М.И.

3.3.
Учебный план
дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
художественной направленности
26

« Театр- творчество - дети»

Содержание
образования
(Модули)

1.Мир театра
2.Основы
кукловождения
3.Основы
актерского
мастерства
4.Основы
кукольного
театра
5.Основы
драматизации
6. Отчетный
спектакль
Всего занятий:

Возрастные группы/ количество занятий и длительность в минутах
2 младшая
Средняя
Старшая группа Подготовительн
группа
группа
(5-6 лет)
ая группа (6-7
(3-4 года)
(4-5 лет)
лет)
Колич
занятий

Длит. в
минутах

Длит. в
минутах

Колич.
занятий

Длит. в
минута
х

7
6

Художественная направленность
15
7
20
7
15
6
20
6

25
25

7
6

30
30

6

15

6

20

6

25

6

30

7

15

7

20

7

25

7

30

9

15

9

20

9

25

9

30

1

15

1

20

1

25

1

30

36

Колич.
занятий

36

Длит. в
минутах

Колич
занятий

36

36

3.4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (3-7 лет)
художественной направленности « Театр-творчество- дети»
27

Содержание
Количество возрастных групп
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Продолжительность занятия по
дополнительной
общеобразовательной программе
(вторая половина дня)
Количество занятий в неделю по
дополнительной
общеобразовательной программе
Сроки проведения мониторинга
Праздничные дни

2 младшая
группа
3-4 года
1
36 недель
5 дней
15 минут

Средняя
группа
4-5 лет
1
36 недель
5 дней
20 минут

Старшая
группа
5-6 лет
1
36 недель
5 дней
25 минут

Подготовит.
группа
6-7 лет
1
36 недель
5 дней
30 минут

1

1

1

1

Согласно тематическому планированию
4 ноября, 1-11 января, 23 февраля, 7-9 марта,
1-4, 11 мая

3.5.Расписание
дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа для детей
28

дошкольного возраста (3 -7 лет) художественной
направленности
« Театр-творчество-дети»
Дни недели

Младшая
группа
(3-4 года)

Средняя
группа
(4-5 лет)

Старшая
группа4
(5-6 лет)

Старшая
группа №5

Подгот.группа
(6-7 лет)

к
деллдельли

к
понедельни

18.00-18.30

вторник

15.45-16.15
18.00-18.25

среда
четверг

15.15-15.35

пятница

15.30-15.45
Длительность
15мин.
Физминутки 2-3
мин.

Длительность
20мин.
Физминутки 2-3
мин.

Длительность
25мин.
Физминутки 2-3
мин.

Длительность
30мин.
Физминутки 2-3
мин.

3.6. Оценочные и методические материалы
К концу обучения ребенок:

29

- проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С
любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет
изображённых на них героев сказок;
– подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать
эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с
другими персонажами;
– понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства
выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном
спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения;
- чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в
ролевое взаимодействие с другими персонажами;
– имеет представление об особенности театральной культуры своего города
и края, умеет адаптироваться в социальной среде;
- совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам,
стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра,
элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов,
декораций;
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии,
правила поведения в театре, участвовать в творческих группах по созданию
спектаклей («режиссёры», «актёры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
- имеет представление о театре, театральной культуре; истории театра;
устройства театра (зрительный зал, фойе, гардероб);театральных профессиях
(актёр, гримёр, костюмер, звукорежиссёр, декоратор осветитель, суфлёр).
Высокий уровень
Разыгрывает сценки по
знакомым сказкам,
стихотворениям,
песням с
использованием кукол
знакомых видов
театров, элементов
костюмов, декораций;

Средний уровень
Испытывает
затруднения в
разыгрывании сценки
по знакомым сказкам,
стихотворениям,
песням с
использованием кукол
знакомых видов
театров, элементов
костюмов, декораций;

Низкий уровень
Не разыгрывает сценки
по знакомым сказкам,
стихотворениям,
песням с
использованием кукол
знакомых видов
театров, элементов
костюмов, декораций;

Чувствует и понимает
эмоциональное
состояние героев,
вступает в ролевое
взаимодействие с
другими персонажами;

Не всегда чувствует и
понимает
эмоциональное
состояние героев, не
всегда вступает в
ролевое
взаимодействие с
другими персонажами;

Не чувствует и не
понимает
эмоциональное
состояние героев, не
вступает в ролевое
взаимодействие с
другими персонажами;
30

Выступает перед
сверстниками, детьми
младших групп,
родителями, иной
аудиторией;
Знает некоторые виды
театров (кукольный,
драматический,
музыкальный, детский,
театр зверей и др.);

Не всегда выступает
перед сверстниками,
детьми младших групп,
родителями, иной
аудиторией;
Знает не все виды
театров (кукольный,
драматический,
музыкальный, детский,
театр зверей и др.);

Не выступает перед
сверстниками, детьми
младших групп,
родителями, иной
аудиторией;
Не знает некоторые
виды театров
(кукольный,
драматический,
музыкальный, детский,
театр зверей и др.);

Имеет представления о
театре, театральной
культуре; истории
театра; устройстве
театра, театральных
профессиях

Имеет представления о
театре, театральной
культуре; истории
театра; устройстве
театра, театральных
профессиях

Не имеет
представления о театре,
театральной культуре;
истории театра;
устройстве театра,
театральных
профессиях

Владеет приёмами и
манипуляциями,
применяемые
в
знакомых видах театров

Испытывает
затруднения
во
владении приёмами и
манипуляциями,
применяемые
в
знакомых видах театров
Не всегда проявляет
интерес к театральному
искусству, потребность
обращаться к театру,
как
к
источнику
радости,
эмоциональных
переживаний,
творческого соучастия;

Не владеет приёмами и
манипуляциями,
применяемые
в
знакомых видах театров

Не всегда владеет
речевыми,
интонационными
выразительными
средствами;

Не владеет речевыми,
интонационными
выразительными
средствами;

Проявляет интерес к
театральному
искусству, потребность
обращаться к театру,
как
к
источнику
радости,
эмоциональных
переживаний,
творческого соучастия;
Владеет
речевыми,
интонационными
выразительными
средствами;

Не проявляет интерес к
театральному
искусству, потребность
обращаться к театру,
как
к
источнику
радости,
эмоциональных
переживаний,
творческого соучастия;

31

Владеет всеми видами Не всегда владеет всеми Не
владеет
всеми
театральной
видами
театральной видами
театральной
деятельности;
деятельности;
деятельности;
Умеет свободно
держаться во время
выступления;

Испытывает
затруднения свободно
держаться во время
выступления;

Не умеет свободно
держаться во время
выступления;

Знает содержания
сказок,
театрализованных игр и
постановок;

Не всегда знает
содержания сказок,
театрализованных игр и
постановок;

Не знает содержания
сказок,
театрализованных игр и
постановок;

Умеет
импровизировать;

Испытывает
затруднения в
импровизации;

Не умеет
импровизировать;

Активно участвует во Не всегда участвует во Не участвует во всех
всех театрализованных всех театрализованных театрализованных
мероприятиях.
мероприятиях
мероприятиях.
Исходя из поставленных задач каждого модуля, выведены требования к
представлениям, умениям, которые должны сформироваться по окончанию
обучения.
Оценка осуществляется по 3х-бальной системе:
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
Результаты заносятся в карту индивидуального развития каждого ребенка.
По результатам
строится индивидуальная работа и планируются
рекомендации для родителей.
Система оценивания осуществляется в форме наблюдений, бесед.

32

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития
ребенка « Театр-творчество - дети» для детей 3-4 лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
п/п
1

2

3
4

5
6
7

Показатели

3

Балл
2

1

Примечания

Есть представление о театре,
правилах поведения в театре
Знает некоторые виды театров
(настольный, кукольный, конусная
игрушка
Есть навыки кукловождения
Умеет передавать мимикой, позой,
жестом, движениями основные
эмоции
Сформирован интерес к играмдраматизациям,
Использование выразительных средств
для создания образа
Есть желание выступать перед
родителями, детьми.
Итого :

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития
ребенка «Театр-творчество - дети» для детей 4- 5 лет
33

Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№
п/п
1

Показатели

3

Балл
2

1

Примечания

Имеет представление о театре и
театральных профессиях

 2
Знает и называет виды театров
 3 И Владеет основами кукловождения
4
Создает образ персонажа с помощью
взрослого
5

6
7
8

Создает выразительные образы в
этюдах, драматизациях, кукольных
импровизациях
Старается общаться с партерами
Использует выразительные средства для
создания образа персонажа
Есть желание выступать перед
родителями и детьми
Итого :

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития ребенка
«Театр-творчество - дети» для детей 5-6лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
34

№
п/п
1

2

3

4

5

6
7
8
9

Показатели

Балл
3
2

1

Примечания

Разыгрывает сценки по знакомым
сказкам, стихотворениям, песням с
использованием кукол знакомых
видов театров, элементов костюмов,
декораций;
Чувствует и понимать эмоциональное
состояние героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими
персонажами
Имеет представления о театре,
театральной культуре; истории театра;
устройстве театра (зрительный зал,
фойе, гардеробе); театральных
профессиях (актёр, гримёр, костюмер,
режиссёр, звукорежиссёр, декоратор,
осветитель, суфлёр);
Владеет приёмами и манипуляциями,
применяемые в знакомых видах
театров;
Проявляет интерес к театральному
искусству, потребность обращаться к
театру, как к источнику радости,
эмоциональных
переживаний,
творческого соучастия;
Владеет речевыми, интонационными
выразительными средствами;
Умеет свободно держаться во время
выступления;
Умеет импровизировать;
Активно
участвует
во
всех
театрализованных мероприятиях.
Итого :

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не
может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает. Высоким результатом можно
считать средний балл от 2,3 до 3.Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.Низкий-1,4 балла

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития
ребенка « Театр-творчество - дети» для детей 6-7 лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________
№

Показатели

Балл

Примечания
35

п/п
1

3

Чувствует и понимает
эмоциональное состояние героев,
вступает в ролевое взаимодействие с
другими персонажам

3

Выступает перед сверстниками,
детьми младших групп, родителями,
иной аудиторией;
Знает виды театров (кукольный,
драматический, музыкальный,
детский, театр зверей и др.);

5

6

7

8
9
10

1

Разыгрывает сценки по знакомым
сказкам, стихотворениям, песням с
использованием кукол знакомых
видов театров, элементов костюмов,
декораций

2

4

2

Имеет представления о театре,
театральной культуре; истории театра;
устройстве театра, театральных
профессиях
Владеет приёмами и манипуляциями,
применяемые в знакомых видах
театров
Проявляет интерес к театральному
искусству, потребность обращаться к
театру, как к источнику радости,
эмоциональных
переживаний,
творческого соучастия;
Владеет речевыми, интонационными
выразительными средствами;
Владеет всеми видами театральной
деятельности;
Умеет свободно держаться во время
выступления;
Итого :

Учебный план
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
« Театр- творчество – дети»
(3- 7 лет)

№
Раздел1

Название раздела,
тема
Мир театра

Всего
7

Количество часов
Теория
3

Формы контроля
Практика
4
36

Раздел2
Раздел3
Раздел4
Раздел5
Раздел6

Основы
кукловождения
Основы актерского
мастерства
Основы кукольного
театра
Основы
драматизации
Отчетный спектакль
Итого:

6

1

5

наблюдение

6

2

4

наблюдение

7

1

6

наблюдение, беседа

9

1

8

наблюдение

1
36

8

1
28

просмотр

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей
дошкольного возраста (3 - 4 лет)
художественной направленности « Театр-творчество- дети»

37

№ Месяц Числ
Время
о
проведени
я занятия

Форм
а
занят
ия

Кол-во
часов

Тема
занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

беседа

15 мин.

Муз.зал

беседа

7. 3 Игра0 бесед
а

15 мин.

Знакомство с
приемами
кукловожден
ия
«Собака и
медведь»
Продолжить
знакомство с
приемами
кукловожден
ия
«Пляска
зайца и
лисы»
Приемы
кукловожден
ия конусной
игрушки
«Бабушка и
внучка»

Муз.зал

беседа

Муз.зал

наблюден
ие

Муз.зал

наблюден
ие

1

сентяб
рь

03

2

октяб
рь

06

3

ноябр
ь

03

15.30

игра

15

4

декаб
рь

01

15.30

Играбесед
а

15мин.м
ин.

5

январ
ь
февра
ль
март
апрел
ь
май

6
7
8
9

15.15

Приемы
кукловожде
ния
настольного
театра
«Пляска
лисы и
кота»

15.30
15.30
15.30
15.30
15.30

Оценка динамики развития ребенка
по программе «Театр-Творчество- дети»
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно
наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель « 3 балла».
38

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления,
проявляется неустойчиво, ставится показатель « 2 балла». Эти два показателя
отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной
образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной
диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в
совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно
создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель
может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо
сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из
ситуаций, ставится « 1 балл».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста
интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «3 балла» свидетельствует об успешном освоении
детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки « 2 балла», следует
усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным
направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном
году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной
образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки « 1 балл», процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение
комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за
детьми, изучение их деятельности (во время выступления, этюдов, упражнений,
импровизаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений
ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий),
беседы.
1. Этюды:
1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
2. Жесты (этюды, «расскажи стихи руками»).
3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций).
4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
2. Этюды с куклами:
1. Желание играть с куклами.
2. Умение управлять куклой.
3. Умение импровизировать.
3. Игры - спектакли с элементами кукольного театра:
1.Желание участвовать.
39

2.Умение общаться с партнером.
3.Умение создавать образ персонажа.
4. Драматизация:
1. Желание.
2. Умение общаться с партнером.
3. Умение создать образ персонажа.
5. Театр:
1. История.
2. Профессии людей.
3. Правила поведения.

Индивидуальный регистрационный лист динамики развития ребенка
«Театр-творчество - дети» для детей 4- 5 лет
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________
Группа № _______________________________________________________________
40

Дата __________________________________________________________________
№
п/п

Баллы
1 полугодие
3
2
1

Показатели

Баллы
конец года
3
2
1

Этюды
Дикция
(потешки,
скороговорки,
чистоговорки).
2. Жесты (этюды, «расскажи стихи
руками»).
3. Мимика (этюды на выражение основных
эмоций).
4 Движения (этюды с музыкальным
сопровождением
 2
Этюды с куклами
Желание играть с куклами.
2. Умение управлять куклой.
3. Умение импровизировать.

3
И игры-спектакли
1.Желание участвовать.
2.Умение общаться с партнером.
3.Умение создавать образ персонажа.
4
Драматизация
1

Желание.
2. Умение общаться с партнером.
3. Умение создать образ персонажа.
5
История театра
1 История.
2. Профессии людей.
3. Правила поведения.
Итог:

41

ДИАГНОСТИКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
__________полугодие _________ учебный год ________группа
Фамилия, имя ребенка

этюды
1

2

3

4

этюды с
куклами
1
2
3

игрыспектакли
1
2
3

драматизация
1

2

3

рег.
компонент
1
2 3

история
театра
1 2
3

итог

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Уровни сформированности умений: «часто», «иногда», «редко»

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».