рабочая программа логопеда 23-24

Возраст: старший дошкольный возраст (подготовительная группа)
Заключение: ФФН, ОНР.
Условия реализации: логопедический пункт
Адресат программы: обучающиеся, имеющие нарушения: 1) звукопроизношения; 2)
фонематического слуха.
Оглавление
1. Целевой раздел....................................................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2. Значимые для реализации Программы характеристики....................................................... 5
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента .................................................... 6
1.4. Планируемые результаты освоения Программы детьми ...................................................... 6
1.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы........................................................................... 7
2. Содержательный раздел ....................................................................................................................11
2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми ............................................11
2.2. Перспективно-тематическое планирование…………………………………………………12
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ............................23
2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников ...........................................25
2.5. Содержание методической работы и самообразования ........................................................26
3. Организационный раздел ..................................................................................................................26
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности в условиях логопедического
пункта ....................................................................................................................................................26
3.2. Условия реализации Программы .............................................................................................33
3.2.1. Психолого-педагогические условия...................................................................................33
3.2.3. Организационные условия Программы (создание предметно-развивающей среды)
.............................................................................................................................................................34
3.2.4. Методическое обеспечение Программы ...........................................................................35

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа (далее — Программа) относится к коррекционноразвивающим программам и предназначена для детей в возрасте от 6 до 7 лет, имеющих
нарушения речи – фонетико-фонетические нарушения (ФФН), посещающих
логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников № 533.
Программа является нормативным документом, характеризующим систему
организации образовательной и коррекционно-развивающей деятельности учителялогопеда в условиях дошкольного логопедического пункта.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет
целевые ориентиры - социальные и психологические характеристики личности ребенка на
этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из
центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению
дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои
мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве
средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном
культурном мире, в котором он живет.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и
коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности,
которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко
проявляется к пятилетнему возрасту.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и
локальными нормативными документами:
●
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
●
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте
России 27.01.2023 N 72149)
●
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного
образования».
●
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-

20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
●
Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от
06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
●
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93
"Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации";
●
Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителейлогопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении
ими должностных обязанностей. 24.11. 2020 ДГ-2210/07

Основная общеобразовательная программа – образовательная программа
дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников № 533
●
Устав МБДОУ
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания
логопедической помощи дошкольникам, имеющим ФФН, определяет содержание,
структуру и организацию деятельности,
обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса с детьми старшего
дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
Срок реализации программы: учебный год (1 сентября – 31 августа)
Цель — проектирование модели коррекционно-развивающей психологопедагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития
ребенка с ФФН, его позитивной социализации, личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
В соответствии с целью выделены задачи коррекционно-развивающей работы:
● устранить речевые нарушения;
● сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения.
Программа построена на следующих принципах дошкольного образования,
установленных ФГОС ДО:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников и
обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию Программы:



развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в
норме);
●
взаимосвязное
формирование
фонетико-фонематических
и
лексикограмматического компонентов языка (единство названных направлений и их
взаимоподготовка);
●
дифференцированный подход в логопедической работе к детям с различной
структурой речевого нарушения.
1.2. Значимые для реализации Программы характеристики
Характеристика речи детей с ФНР
Дети с фонетическим недоразвитием речи – это дети с ринолалией, дизартрией, с
механической (органической) дислалией и функциональной дислалией артикуляторнофонетической формы. Нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата
определяют искаженное произношение звуков речи. При моторной функциональной
дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и
недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е.
их искажение (фонетическое нарушение). Искажение звуков – это ненормированное
произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе
русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или
боковое произнесение [с] и т.д.). Фонетические недостатки произношения звуков разных
групп (искажения) принято обозначать терминами:
- ротацизм – недостатки произношения [р] и [р'];
- ламбдацизм – недостатки произношения [л] и [л'];
- сигматизм – недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с],
[с'], [з], [з'];
- йотацизм – недостатки произношения [й];
- гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г']; - каппацизм – недостатки
произношения [к] и [к'];
- хитизм - недостатки произношения [х] и [х'];
- несовершенства озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными
глухими и наоборот;
- несовершенства смягчения и твердости – замены мягких согласных парными
твердыми звуками и наоборот;
- искажение (усреднение) гласных.
Степень выраженности фонетического недоразвития речи различна. У детей может
наблюдаться нарушение произношения отдельного звука или звуков одной группы. Такая
форма именуется как НПОЗ – нарушение произношения отдельных звуков. В случае
одновременного нарушения нескольких звуков двух и более групп определяют ФНР –
фонетическое недоразвитие речи. При фонетическом недоразвитии речи нарушены
фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова,
просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи
(например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звукослоговая структура
слова). Лексико-грамматический строй при фонетическом недоразвитии речи обычно в
соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, правильно
используются падежные окончания, единственное и множественное число, имеется
достаточно высокий уровень развития связной речи. У детей с фонетическим
недоразвитием речи (ФНР) могут наблюдаться дислалия, дизартрия, нарушения голоса,
ринолалия. Основой определения выраженности речевого недоразвития является степень
проявления составляющих его структуры и их комбинация.
Характеристика речи обучающихся с ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного
состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются
трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть
выражена в речи ребенка различным образом:
● заменой звуков более простыми по артикуляции;
● трудностями различения звуков;
● особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность
процессов восприятия звуков речи.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия указывают
затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме
всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при
фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты
речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве
случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании
грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть
отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов,
в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и другие
варианты лексико-грамматического недоразвития.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,
например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей
становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако
часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в
сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным, время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все
компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется
словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный
возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы детьми
● обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
● усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего
мира;
● употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
● умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

● правильно употребляет основные грамматические формы слова;
● составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с
элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания,
составляет творческие рассказы;
● владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные
формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во
внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
● осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,
односложных);
● правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
● усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмикоинтонационное оформление слов, фраз;
● отличать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться
определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения.
Планируемый результат освоения Программы — достижение каждым ребенком уровня
речевого развития, соответствующего возрастным нормам и обеспечивающего его
социальную адаптацию и интеграцию в обществе; предупреждение возможных трудностей
в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
1.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы
Содержание диагностической работы
Обследование речи обучающихся проводится 2 раза в год – в начале учебного года (первые
две недели сентября) и в последние две недели учебного года.
Начало года
Конец года
Всего обследовано детей (количество детей)
Из них с речевыми нарушениями выявлено
ФФН
ОНР 3
ОНР 2
ОНР 1
Оформление результатов диагностики.
После диагностических мероприятий учитель-логопед проводит углубленную
диагностику речи детей, зачисленных на логопедический пункт.
Раздел
Импрессивная речь
Общее
речи

Критерии
0 баллов – понимание речи в полном объеме.
1 балл – понимание речи ограничено (1–2 ошибки).
2 балла – понимание речи затруднено
звучание 0 баллов – речь разборчива, понятна окружающим, голос
нормальный,
отклонений
от
тембра
не
наблюдается,
диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой
вдох–выдох, речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший,
нормальный темп и ритм.
1 балл – умеренная степень нарушения тембра, диафрагмальный тип
дыхания, речь на выдохе, речевой выдох ослаблен.
2 балла – речь неразборчива, фразы непонятны окружающим,
выраженные нарушения тембра голоса (гортанный, глухой, резкий),

Артикуляционная
моторика

Звукопроизношени
е
Сформированность
слоговой
структуры слова

Фонематические
процессы

Лексика

Грамматический
строй речи

Связная речь

верхнеключичный тип дыхания, дискоординация фонации и
дыхания, брадилалия, тахилалия
0 баллов – правильное выполнение с точным соответствием всех
характеристик движения.
1 балл – замедленный темп выполнения, неточность, неловкость
моторики, сложности переключения.
2 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы,
неполный объем движений, отклонения в конфигурации,
синкинезии, гиперкинезы
0 баллов – не нарушено звукопроизношение.
1 балл – нарушена одна группа звуков.
2 балла – нарушено произношение двух и более групп звуков
0 баллов – точное и правильное воспроизведение в темпе
предъявления;
1 балл – замедленный темп, запинки, 1–2 слова произносятся с
искажением слоговой структуры слова.
2 балла – весь предъявляемый материал воспроизводится с
искажением слоговой структуры слова
0 баллов – самостоятельное выполнение, процессы сформированы.
1 балл – требуется стимулирующая помощь или допускает ошибки,
которые способен самостоятельно исправить.
2 балла – требуется развернутая помощь логопеда, задания
недоступны к выполнению
0 баллов – все задания выполнены верно, с первой попытки,
самостоятельно, словарный запас соответствует возрасту, высокий
уровень обобщений, словарный запас богат родовидовыми
понятиями, правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях.
1 балл – требуется дополнительная инструкция, недостаточно
развиты процессы классификации, обобщения, трудности
актуализации нужных слов, отмечается диссоциация между
объемом активного и пассивного словаря, характеристика
лексического значения слов не в полной мере отражает их свойства
и качества, есть трудности выделения основных и второстепенных
признаков и словоформ.
2 балла – большая часть заданий недоступна, объем активного
словаря в пределах обихода, не сформированы процессы
классификации, обобщения, имеются лишь отдельные правильные
ответы, задания выполняются при организующей помощи логопеда,
описание лексического значения сводится к описанию предмета, его
признака или действия с точки зрения их полезности
0 баллов – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.
1 балл – систематические ошибки в непродуктивных формах
словообразования, преобразование заданного слова в неологизм или
в
другое
слово,
не
соответствующее
данному
словообразовательному типу.
2 балла – неправильное выполнение всех заданий, простое
повторение заданного слова или отказ от выполнения
0 баллов – рассказ имеет смысловые звенья, определены временные
и причинно-следственные связи между событиями, оформлен
грамматически правильно с адекватным использованием
лексических средств.

1 балл – составление рассказа со стимулирующей помощью,
последовательность сюжета не нарушена, но отражены лишь
некоторые причинно-следственные отношения, страдает смысловая
целостность, встречаются аграмматизмы и далекие словесные
замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла,
связность рассказа нарушена.
2 балла – задание недоступно, рассказ заменен ответами на вопросы,
или составляются 2–3 предложения
Приблизительные
1–2 балла – ФН (раздел «Звукопроизношение»).
результаты
3–6
баллов
–
ФФН
(разделы
«Звукопроизношение»,
диагностики
по «Артикуляционная моторика», «Фонематические процессы»).
количеству баллов 7–9 баллов – ОНР 4.
10–13 баллов – ОНР 3.
14–16 баллов – ОНР 2.
16–18 баллов – ОНР 1
Анализ результатов обследования речи
Сводный анализ результатов диагностики заполняется в сентябре и мае. При
необходимости промежуточного контроля заполняется экран звукопроизношения.
По результатам диагностики заполняются речевые карты обучающихся.
Первичная и итоговая диагностика. Анализ данных
Данные по этой таблице ложатся в основу Справки по итогам года. Она позволяет
наглядно показать динамику каждого ребенка отдельно и общую динамику группы.
Инструкция: из суммы баллов, набранных в начале года ребенком, вычитается сумма,
набранная в конце.
Например, ребенок поступил к вам с 12 баллами, в конце года – 4 балла. Разница – 8 баллов.
Это значительное улучшение речи – высокий показатель динамики. Кроме детей с чистой
речью – для них представлена отдельная строка, они не учитываются в общем анализе, так
как у них может быть низкая разница между баллами, однако чистая речь — это уже
высокий показатель динамики.
Динамика отсутствует — разница показателей от 0 до 1 баллов.
Средняя динамика — разница показателей от 2 до 6 баллов.
Высокая динамика — разница показателей от 7 до 18 баллов.
С чистой речью —

ФИО
Импрессивн
ая речь
Обуч
1

Начал
о года

Обуч
2

Конец
года
Начал
о года
Конец
года

Артикуляци
онная
моторика

Звукопроиз
ношение

Сфор-сть
слоговой
структуры
слова

Фонематиче
ские
процессы

Лексика

Грамматиче
ский строй
речи

Связная
речь

Итого

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
Направления работы с обучающимися, имеющими ФФН:
● формирование полноценных произносительных навыков;
● развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных
возрасту форм звукового анализа и синтеза, усиление направленности на дифференциацию
(на слух и в произношении) звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и
звонкости.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном
речевом материале осуществляется:
● развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их
сочетаний в предложении;
● обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
● воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение,
а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в
самостоятельной связной речи;
● развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой
определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении
фонем;
● формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе
исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и
синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а
целое слово.
В основе занятий лежит комплексный подход, направленный на решение
взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития.
Формирование полноценной звуковой культуры речи зависит от:
●
степени развития фонематического восприятия;
●
овладения артикуляцией звуков, просодических средств;
●
умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в
разных условиях речевого общения.
Требования к речевому материалу для занятий:
●
он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
●
нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
●
произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях;
●
одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и
грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.
Формирование полноценных произносительных навыков включает в себя:
коррекцию звукопроизношения и работу над дыханием и ведется в три этапа:
Этап
Содержание работы
Подготовительный 1. Включение ребенка в коррекционно-развивающий процесс,
формирование психологической готовности.
2. Работа над формированием восприятия звуков речи с учетом
характера дефекта.
3. Формирование артикуляционной базы звуков.
4. Развитие речевого дыхания, сильной воздушной струи.

Этап формирования 1.
первичных
2.
произносительных 3.
умений и навыков
Этап формирования
коммуникативных умений
и навыков

Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация звука
Формирование навыков безошибочно употреблять звуки речи
во всех ситуациях общения

Развитие фонематического восприятия,
фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза
Этап
Содержание работы
Развитие слухового восприятия, 1. Дифференциация звуков, различающихся по
внимания (осуществляется
тональности, высоте, длительности.
одновременно с подготовительным2. Воспроизведение ритмического рисунка на слух
этапом)
Развитие фонематического слуха 1. Выделение фонемы на фоне слова.
2. Определение места фонемы в слове
Формирование слогового
1. Вычленение и сочетание звуков в словах
и звукобуквенного
различной слоговой структуры.
анализа и синтеза
2. Вычленение и сочетание слогов в словах
различной слоговой структуры.
3. Обозначение гласных и согласных (твердых и
мягких) звуков соответствующими цветами.
4. Составление графических схем
Формирование элементарных навыков письма и чтения
Общеречевое развитие1. Формирование умения сосредотачивать свое внимание на
вербальной задаче.
2. Формирование умения произвольно и преднамеренно строить
свои высказывания.
3. Формирование умения выбирать наиболее подходящие
языковые средства для выполнения вербальной задачи.
4. Формирование умения осознанно оценивать выполнение
вербальной задачи
Подготовительный
Подготовка
к
овладению
элементарной
грамотой
период
осуществляется
одновременно
с
формированием
произносительных навыков. В результате специальных
упражнений у детей воспитывается направленность на
звуковую сторону речи, они учатся четко произносить,
различать и выделять правильно произносимые звуки в словах.
1. Подготовить детей к анализу слов.
2. Научить слитно, без перебора букв, читать простейшие прямые
слоги СГ (С — согласный, Г — гласный)
Букварный период 1. Различение на слух и дифференциация отдельных звуков, а
также воспитание навыка правильного употребления звуков в
речи. Они сочетаются с анализом слов, слоговой состав
которых постепенно усложняется, и выделением из слов
ударных и безударных гласных.
2. Установление порядка следования фонем в слове на основе их
правильного произношения и четкого восприятия.
3. Осознание различной функции фонемы.

4. Выделение основных фонематических противопоставлений,
характерных для русского языка
Работа над двумя направлениями ведется одновременно.

2.2. Перспективно-тематическое планирование
Планирование индивидуальной и подгрупповой работы по коррекции
звукопроизношения и развитию фонематического слуха и восприятия отражается в
«Перспективно-тематическом планировании индивидуальной работы». Планирование
подгрупповой работы по формированию лексико-грамматического строя речи развитие
связной речи отражается в «Перспективно-тематическом планировании подгрупповой
работы».

Перспективно-календарное планирование индивидуальной работы (по Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В.)
Период
Произношение
Основное содержание работы
I
1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др.
Сентябрь,
октябрь, В соответствии с индивидуальными планами занятий.
первая
половина 2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
ноября
3. Формирование грамматически правильной речи.
4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений
II
1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в
Вторая
половина соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий.
ноября —
первая 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков
половина февраля
(строительство, космонавт и др.).
3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей
III
Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей
Вторая
половина
февраля — май
В итоге логопедической работы дети должны:
● правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
● четко дифференцировать все изученные звуки.
Примерный вариант индивидуального планирования
Графа «Задачи» заполняется в соответствии с направлениями работы на каждом этапе (2.2. Содержание коррекционно-развивающей деятельности).
Графа «Содержание деятельности» - из «Перспективно-календарного планирования индивидуальной работы» или «Перспективно-тематического
календарного планирования подгрупповой работы» заполняются в зависимости от: 1) периода; 2) структуры речевого дефекта; 3)
психофизиологических особенностей ребенка; 4) динамики, посещаемости.
Графа «Период» заполняется в зависимости от того, какой тип планирования (период, месяц, неделя, день). В примере указаны периоды, на которые
поделена индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа.
ФИО
Обуч. 1

Период
1 период.

Задачи
Например,
формирования
произносительных навыков (см.

Содержание деятельности
полноценных (В планировании смотрим, что включает в себя работа на каждом
Направления этапе, выбираем необходимые нам и вносим).

(месяц,
неделя,
день)

коррекционно-развивающей
работы),
она
раскрывается через:
1. Включение ребенка в коррекционно-развивающий
процесс,
формирование
психологической
готовности.
2. Работа над формированием восприятия звуков
речи с учетом характера дефекта.
3. Формирование артикуляционной базы звуков.
4. Развитие речевого дыхания, сильной воздушной
струи

Выработка
дифференцированных
артикуляционного аппарата.

движений

органов

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
(На подгрупповых занятиях замечаем, что какие-то задачи с данным
конкретным ребенком стоит отработать индивидуально, из
планирования подгрупповой работы вносим сюда).
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и
силе голоса.
Закрепление навыка употребления категории множественного числа
существительных

Перспективно-тематическое планирование подгрупповой работы
(по Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В.)
Перспективно-тематическое планирование подгрупповой работы
Период
I
Сентябрь,
октябрь

Произношение

Развитие речи

1. Закрепление правильного
произношения звуков [у], [а],
[и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к],
[к’], [м], [м’], [л’], [о], [х],
[х’], [j], [ы], [с].
2. Различение звуков на слух:
гласных — ([у], [а], [и], [э],
[о], [ы]), согласных — [п],
[т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х],
[л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’],
[з], [з’], [ц]
в различных звуко-слоговых
структурах и словах без
проговаривания.
3. Дифференциация
правильно
произносимых

1. Воспитание направленности внимания к изучению
грамматических форм слов за счет сравнения и
сопоставления: существительных единственного и
множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски,
кусты, кружки, письма); различных окончаний
существительных множественного числа, личных
окончаний существительных множественного числа
родительного падежа (много кусков, оленей, стульев,
лент, окон и т. д.).
Согласование
глаголов
единственного
и
множественного числа настоящего времени с
существительными (залаяла собака, залаяли … собаки);
сравнение личных окончаний глаголов настоящего
времени в единственном и множественном числе (поёт
Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой

Формирование элементарных навыков
письма и чтения
1. Анализ звукового состава правильно
произносимых слов (в связи с
формированием навыков произношения
и
развития
фонематического
восприятия). Выделение начального
гласного из слов (Аня, ива, утка),
последовательное называние гласных из
ряда двух — трех гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез обратных слогов,
например «aт, «ит»; выделение
последнего согласного из слов («мак»,
«кот»). Выделение слогообразующего
гласного в позиции после согласного из
слов,
например:
«ком»,
«кнут».
Выделение первого согласного в слове.

звуков: [к] — [х], [л’] — [j],
[ы] — [и].
4. Усвоение слов различной
звукослоговой
сложности
(преимущественно двух- и
трехсложных)
в связи с закреплением
правильного произношения
звуков.
Усвоение
доступных
ритмических моделей слов:
тá—та, та—тá, тá—та—
та, та—тá—та.
Определение ритмических
моделей слов: вата—тáта,
вода—татá и т. п.
Соотнесение
слова
с
заданной
ритмической
моделью

II
Ноябрь,
декабрь,
январь,
февраль

1. Закрепление правильного
произношения звуков: [с]
(продолжение), [с’], [з], [з’],
[б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш],
[л], [ж], [р], [р’].
2. Различение звуков на слух:
[с] — [с’], [з] — [з’], [з] —
[з’] — [с] — [с’], [б] —
[б’] — [п] — [п’], [д] — [д’],
[д] — [д’] — [т] — [т’] —
[г] — [г’], [г] — [г’] — [к] —
[к’] — [д] — [д’], [ш] —

принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ...
сумка).
2. Словарная работа. Привлечение внимания к
образованию слов способом присоединения приставки
(наливает,
поливает,
выливает...);
способом
присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая,
лимон —
лимонный —
лимонная);
способом
словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с
уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок,
колесико).
3. Предложение, связная речь.
Привлечение
внимания
к
составу
простого
распространенного предложения с прямым дополнением
(Валя читает книгу); выделение слов из предложений с
помощью вопросов:
кто? что делает? делает что? Составление предложений
из слов, данных полностью или частично в начальной
форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним
словом) и полным ответом на вопросы.
Составление простых распространенных предложений с
использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по
картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой
рассказ.
Заучивание текстов наизусть
1. Развитие внимания к изменению грамматических
форм слов в зависимости от рода, числа, падежа,
времени действия.
Усвоение наиболее сложных форм множественного
числа существительных (пальто, торты, крылья...).
Усвоение форм множественного числа родительного
падежа существительных (много — яблок, платьев).
Привлечение внимания к падежным окончаниям
существительных (В лесу жила белка. Дети любовались
... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию
прилагательных с существительными мужского и
женского рода в единственном и множественном числе

Анализ и синтез слогов («та», «ми») и
слов: «суп», «кит» (все упражнения по
усвоению навыков звукового анализа и
синтеза проводятся в игровой форме).
2. Формирование навыка слогового
чтения. Последовательное знакомство с
буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе
четкого правильного произношения
твердых и мягких звуков, постепенно
отрабатываемых в соответствии с
программой
по
формированию
произношения.
Выкладывание
из
цветных фишек и букв, чтение и письмо
обратных слогов: «aт, «ит».
Выкладывание из фишек и букв, а также
слитное чтение прямых слогов: «та»,
«му», «ми», «си» с ориентировкой на
гласную букву.
Преобразование слогов и их письмо.
Выкладывание из букв разрезной азбуки
и чтение слов, например: «сом», «кит».
Постепенное усвоение терминов «звук»,
«буква», «слово», «слог», «гласный звук»,
«согласный звук», «твердый звук»,
«мягкий звук»
1. Звуковой анализ слов.
Деление слов на слоги, составление
слоговой
схемы
односложных
и
двухсложных слов. Звуко-слоговой
анализ слов, таких, как косы, сани, суп,
утка. Составление схемы слов из
полосок и фишек. Звуки гласные и
согласные; твердые и мягкие.
Качественная характеристика звуков
Усвоение
слогообразующей
роли
гласных (в каждом слоге один гласный
звук).

[с] — [ж] — [щ], [л] —
[л’] — [р] — [р’], [ж] —
[з] —
[ш]
(без
проговаривания).
3. Дифференциация
правильно
произносимых
звуков: [с] — [с’], [з] — [з’],
[б] — [п], [д] — [т], [г] — [к],
[с] — [ш], [ж] — [з], [ж] —
[ш], [с] — [ш] — [з] — [ж],
[р] — [р’], [л] — [л’].
4. Усвоение слов сложного
слогового состава (тротуар,
перекресток, экскаватор и
др.) в связи с закреплением
правильного произношения
перечисленных звуков.
5. Анализ и синтез звукового
состава слов, усвоенной
звуко-слоговой структуры

(большой ... мишка, большая ... кошка, большие ...
кубики);к
согласованию
прилагательных
с
существительными среднего рода и сопоставлению
окончаний прилагательных мужского, женского и
среднего рода в единственном и множественном числе
(ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое
платье; ые ... голубые полотенца).
Употребление
сочетаний
прилагательных
с
существительными единственного и множественного
числа в составе предложения в разных падежах (В зале
много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого
кролика. Дети давали корм... белым кроликам...).
Воспитание умения в простых случаях сочетать
числительные с существительными в роде, числе,
падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две
рубашки... пять рубашек).
Сравнение и сопоставление глаголов настоящего,
прошедшего и будущего времени (катаю — катал —
буду катать); глаголов совершенного и несовершенного
вида (красит — выкрасил).
2. Словарная работа.
Привлечение внимания к образованию слов (на новом
лексическом материале) способом присоединения
приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз,
прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом
присоединения
суффиксов —
образование
относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, ые; пластмассовый, -ая, -ое, -ые), за счет словосложения
(трехколесный, первоклассник).
Формирование умения употреблять образованные слова
в составе предложений в различных падежных формах
(У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ...
трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).
Привлечение внимания к глаголам с чередованием
согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных

Развитие умения находить в слове
ударный гласный.
Развитие умения подбирать слова к
данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к
данной модели (первый звук твердый
согласный, второй — гласный, третий —
мягкий
согласный,
четвертый —
гласный и т. п.).
2. Формирование начальных навыков
чтения (работа с разрезной азбукой)
Последовательное усвоение букв б, в, д,
э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и.
Составление слов из букв разрезной
азбуки, из данных слогов, дополнение
слов недостающими буквами (по следам
устного анализа). Преобразование слов
(суп — сук, Тата — Ната) за счет
замены
одной
буквы.
Усвоение
буквенного состава слов, например:
«Таня», «Яма».
3. Письмо букв и слов. Усвоение
следующих навыков: слова пишутся
раздельно, имена людей и клички
животных пишутся с заглавной буквы.
Обучение чтению предложений и
текстов.
4. Звуки и буквы.
Определение различий и качественных
характеристик звуков:
«гласный —
согласный»,
«твердый — мягкий»,
«звонкий — глухой».
5. Слово.
Звуко-слоговой анализ слов (например:
«вагон», «бумага», «кошка», «плот»,
«краска», «красный» и некоторых более
сложных, произношение которых не

и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У
зайчика коротенький пушистый хвостик).
3. Предложения.
Привлечение внимания к порядку слов и изменению
форм слов в составе простого распространенного
предложения.
Составление предложений без предлогов и с предлогами
на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из
слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака —
Под скамейкой спит собака...).
Составление предложений из «живых слов» (которые
изображают дети) и распространение предложений с
помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша
вешает в шкаф меховую шубу). Составление
предложений
с
использованием
заданных
словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в
лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети
дали орешков серенькой белочке...). Добавление в
предложение пропущенных предлогов: кусты сирени
посадили ... (перед, за) домом; ёлочка росла ... (у, около,
возле) дома. Закрепление навыков составления полного
ответа на поставленный вопрос.
4. Связная речь.
Составление детьми предложений по результатам
выполнения словесной инструкции (надо встать со
стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу,
взять зеленую грузовую машину и поставить ее на
среднюю полку шкафа). Развитие умения составить
рассказ из предложений, данных в задуманной
последовательности. Развитие умения пересказывать
тексты.
Заучивание
наизусть
прозаических
и
стихотворных текстов, скороговорок

расходится
с
написанием).
Выкладывание слов из букв, выделение
из слов ударного гласного.
Выкладывание слов из букв разрезной
азбуки
после
анализа
и
без
предварительного
анализа;
преобразование слов за счет замены или
добавления букв (мышка — мушка —
мишка...; стол — столик и др.);
добавление в слова пропущенных букв
(ми-ка).
Закрепление навыка подбора слов к
звуковым схемам или по модели.
Усвоение буквенного состава слов
(например: «ветка, «ели», «котенок»,
«ёлка»).
Заполнение
схем,
обозначающих буквенный состав слова
(занимательная форма подачи материала
в виде: кроссвордов, шарад, загадок),
выполнение упражнений.
6. Предложение.
Формирование умения делить на слова
предложения простой конструкции без
предлогов
и
с
предлогами.
Формирование умения составлять из
букв разрезной азбуки предложения из
3—4 слов после устного анализа и без
предварительного анализа.
7. Чтение.
Усвоение слогового чтения слов
заданной сложности и отдельных более
сложных (после анализа) с правильным
произнесением всех звуков, в меру
громким, отчетливым произнесением
слов.
Чтение
предложений.
Формирование
умения
выполнять
различные задания по дополнению

предложений недостающими словами
(ёжик сидит ... ёлкой).
Правильное четкое слоговое чтение
небольших легких текстов.
Соблюдение при чтении пауз на точках.
Формирование умения осмысленно
отвечать на вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного. Закрепление
навыка контроля за правильностью и
отчетливостью своей речи.
8. Правописание.
Закрепление умения различать ударные
и безударные гласные.
Привлечение внимания детей к проверке
безударной гласной путем изменения
слов (коза — козы).
Формирование умения проверять (в
простейших случаях) звонкие и глухие
согласные в конце слов за счет
изменения слов (зуб — зубы, мороз —
морозы) и с помощью родственных слов
(дуб — дубок).
Привлечение
внимания
детей
к
некоторым
словам,
правописание
которых не проверяется правилами.
Простейшие случаи переноса слов.
Формирование умения выкладывать и
писать слова с сочетаниями «ши», «жи».
Усвоение правил написания слов и
предложений: буквы в слове пишутся
рядом, слова в предложении пишутся
отдельно, в конце предложения ставится
точка, начало предложения, имена
людей, клички животных, названия
городов пишутся с заглавной буквы.
Самостоятельное письмо отдельных слов

III
1. Закрепление правильного
Март, апрель, произношения [ц], [ч], [щ] и
май, июнь
всех
ранее пройденных
звуков.
2. Различение на слух: [ч] —
[т’] — [с’] — [щ], [ц] —
[т’] — [с], [щ] — [ч] —
[с’] — [ш].
3. Дифференциация
правильно
произносимых
звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’],
[ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] —
[ч], [щ] — [с’].
4. Усвоение многосложных
слов в связи с закреплением
правильного произношения
всех звуков речи
(учительница,
часовщик,
электрический),
употребление
их
в
самостоятельной речи.
5. Анализ слов сложного
звуко-слогового состава

1. Развитие внимания к изменению грамматических
форм слова в зависимости от рода, числа, падежа,
времени действия.
Закрепление полученных ранее навыков.
2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом
материале) полученных навыков образования слов за
счет присоединения приставки или суффикса, за счет
словосложения.
Образование
существительных,
обозначающих лица по их деятельности, профессии
(учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).
Формирование умения использовать образованные слова
в составе предложений.
Развитие умения подбирать родственные слова (снег,
снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
Образование уменьшительно-ласкательной формы
существительных и прилагательных (на усложненном
лексическом материале).
Привлечение внимания к многозначности слов (иголка
для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).
3. Предложения.
Закрепление (на новом лексическом материале) навыков
составления и распространения предложений. Умение
пользоваться предложениями с предлогами «из-под»,
«из-за»: кот вылез... (из-под) стола.
Привлечение внимания к предложениям с однородными
членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и
прыгали).
Составление предложений по опорным словам,
например: мальчик, рисовать, краски. Составление
сложноподчиненных предложений (по образцу, данному
логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и
др. (Мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт
дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку
пирог...); с относительным местоимением «который»
(Роме понравился конструктор. Конструктор подарил

и предложений доступной сложности
после устного анализа
1. Звуки и буквы.
Дальнейшее
развитие
навыков
различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц,
ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения).
Закрепление и дальнейшее развитие
навыка использования при письме ранее
пройденных букв е, ё и усвоение букв ю,
я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости)
на базе отчетливого произнесения и
сравнения твердых и мягких звуков.
Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ
знак)
на
основе
отчетливого
произношения и сравнения на слух
сочетаний, например: ля-лья.
2. Слово.
Закрепление навыка звуко-слогового
анализа слов различной сложности,
произношение которых не расходится с
написанием.
Подбор слов по схемам и моделям.
Проведение в занимательной форме
упражнений в определении звукового
состава слов.
Усвоение буквенного состава слов
различной сложности.
Дальнейшее
усвоение
навыков
выкладывания и письма слов с буквами
я, е, ё, й.
Развитие умения выкладывать и писать
слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.
Умение выкладывать и писать слова с
сочетанием «ча», «чу», «ща», «щу».
Проведение в занимательной форме
(загадки, кроссворды, ребусы) постоянно
усложняющихся
упражнений,

ему брат. Роме понравился конструктор, который
подарил ему брат).
4. Связная речь.
Закрепление всех полученных ранее навыков.
Воспитание умения использовать при пересказе
сложные предложения.
Развитие
умения
связно
и
последовательно
пересказывать текст, пользуясь фонетически и
грамматически правильной выразительной речью.
Формирование навыка составления рассказа по
картинке, по серии картин. Заучивание наизусть
прозаических и стихотворных текстов, скороговорок

●
●
●
●

направленных
на
определение
буквенного состава слов.
3. Предложение.
Выкладывание из букв разрезной азбуки
небольших (3—5 слов) предложений с
предварительным орфографическим и
звуковым анализом и самостоятельно.
Выделение в предложении отдельных
слов, написание которых требует
применения правил (У Маши болит зуб).
4. Чтение.
Дальнейшее развитие навыков чтения.
Правильное слоговое чтение небольших
рассказов с переходом на чтение целыми
словами.
Закрепление умения давать точные
ответы по прочитанному, ставить
вопросы
к
несложному
тексту,
пересказывать прочитанные тексты.
Заучивание наизусть стихотворений,
скороговорок, загадок. В летний период
проводится работа по дальнейшему
развитию
навыка
определения
буквенного состава слов, различные
упражнения в занимательной форме,
выкладывание из букв разрезной азбуки
и письмо слов и предложений с
использованием всех полученных ранее
знаний и навыков, закрепление навыков
описания, дальнейшее развитие навыков
чтения,
формирование
навыка
сознательного слитного чтения

В итоге логопедической работы дети должны:
различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

● отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
● выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил
правописания.

2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами
Эффективность
коррекционной
воспитательно-образовательной
работы
определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в
детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и
преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Также решаются следующие задачи:
●
Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка.
●
Предупреждения перегрузок у ребенка.
●
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения
детей с ОВЗ.
●
Предоставление профессиональной помощи родителям.
Учительлогопед

●

●

●
●

●

●

Воспитатель ●
●

●

●
●

Система взаимодействия специалистов
Мониторинг уровня речевого развития детей (два раза в год).
Составление
и
корректирование
перспективных
планов
индивидуальных и подгрупповых занятий.
Подгрупповые коррекционные занятия (фонетико-фонематические,
лексико-грамматические, занятия по развитию фразовой и связной
речи).
Индивидуальные коррекционные занятия согласно перспективным
планам индивидуальной логопедической коррекции.
Координация коррекционной работы всех специалистов, работающих
с группой: психолога, музыкального руководителя, физкультурного
работника; сотрудничество с другими логопедами ДОУ.
Преемственность в работе логопеда и воспитателя: взаимопосещения
занятий с детьми, участие логопеда в подготовке и проведении
мероприятий в группе, индивидуальные задания и упражнения
логопеда для вечерних занятий воспитателя с детьми, отражение в
тетради взаимосвязи текущей работы логопеда и эффективности
вечерних индивидуальных занятий.
Вовлечение родителей в процесс логопедической коррекции через
детские логопедические тетради, наглядную агитацию в группе,
открытые просмотры, собрания, консультации, беседы.
Применение на занятиях по развитию речи дидактических игр и
упражнений на развитие всех компонентов речи.
Знание и использование в работе с детьми артикуляционных
упражнений и их комплексов, грамматических упражнений,
технологий развития фразовой и связной речи.
Уточнение и обогащение детской лексики, акцентирование детского
внимания на смысловой стороне слова или изречения во всех
режимных моментах, сопровождение жизни детей в детском саду
яркими эпитетами, образными сравнениями, метафорами, потешками,
поговорками, стишками.
Развитие просодической стороны речи при ознакомлении с
произведениями художественной литературы.
Учет индивидуально-типологических особенностей детей с
нарушениями речи, развитие восприятия, мнестических процессов,
мотивации, доступных форм мышления.
23

●

●

●

●

Учитель- ●
дефектолог ●
●
●
●
●

Педагогпсихолог

Музыкальный●
руководитель ●
●
●
●
●

Инструктор по●
физической ●
культуре
●
●
●
●
●

Медицинский
работник (при
наличие)

Развитие
познавательных
интересов
детей,
расширение
коммуникативных контактов с окружающими, усвоение норм и
ценностей общения, принятых в обществе.
Создание доброжелательной обстановки в группе, снятие
переживаний, связанных с речевой неполноценностью, укрепление
веры в собственные силы, формирование интереса к звучащей речи.
Комментирование своей и детской деятельности (проговаривание
вслух последующих действий, называние явлений, предметов и их
частей).
Систематический контроль во всех режимных моментах за
поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Сенсорное и сенсомоторное развитие.
Развитие когнитивной сферы учащихся.
Формирование учебных навыков.
Формирование пространственно-временных представлений.
Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности.
Формирование ЭМП.
Развитие психических процессов, являющихся психологической
основой речи: восприятия и ощущения, внимания и памяти,
воображения, словесно-логического мышления. Помощь в
оречевлении своего эмоционального состояния и способов его
улучшения. Включение в занятия психогимнастики в качестве фона
для развития просодических компонентов речи. Формирование
навыков общения в сказочных или придуманных сюжетах и
инсценировках.
Формирование музыкального слуха и внимания к неречевым звукам.
Развитие двигательной памяти и координации.
Включение в занятие музыкальных распевов на закрепление
вызванных звуков и звукоподражаний.
Использование музыкально-ритмических игр, логоритмических
упражнений на согласование речи с движением.
Работа над выразительностью мимики и жестов в музыкальных
этюдах, над пластикой и темпом движения в музыкальных зарисовках.
Обучение коммуникативным навыкам в играх-драматизациях.
Преодоление нарушений общей моторики, координации движений.
Формирование
правильного
физиологического
дыхания
и
фонационного выдоха с помощью специальных гимнастик.
Включение в занятия элементов фонетической ритмики на
закрепление навыков правильного произношения звуков.
Широкое использование текстовых игр и упражнений на согласование
речи с движением.
Речевое сопровождение всех спортивных заданий и движений.
Развитие связности высказывания путем объяснения детьми правил
игры, последовательности и способа выполнения упражнений.
Обучение пространственным ориентировкам в играх и упражнениях.
Медицинский контроль и профилактика заболеваемости

24

2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
В течение года осуществляется регулярное и систематическое информирование
родителей (законных представителей) о ходе коррекционно-образовательного процесса,
осуществляются индивидуальные консультации, даются рекомендации для родителей по
закреплению речевых навыков дома, полученных на занятиях через тетради
взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей.
При анализе контингента семей выявлено, что дети группы воспитываются в семьях
различного социального статуса, что учитывается при организации взаимодействия
учителя-логопеда с родителями воспитанников, которое направлено на создание
доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление
взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества с родителями
воспитанников:
Родительские собрания:
Сентябрь

Ознакомление с итогами логопедического обследования, с перспективными
планами подгрупповой и индивидуальной работы

Январь

Ознакомление с итогами промежуточной диагностики. Рекомендации по
речевому поведению в семье, необходимостью систематического контроля
за произношением звуков и за аграмматизмами речи, знакомство с
положительным семейным опытом участия родителей в коррекционном
процессе. Выяснение логопедических затруднений родителей

Май

Подведение годовых итогов, рекомендации на лето

Индивидуальные и подгрупповые консультации (очные и заочные – по
электронной почте):
● рекомендации по выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений,
грамматических заданий, исправлению нарушений слоговой структуры слова;
● рекомендации по преодолению психологических проблем ребенка;
● обучение работе с логопедической тетрадью дома;
● ознакомление родителей с приемами звуко-слогового анализа и синтеза;
● ознакомление родителей с этапами обучения грамоте детей-логопатов;
25

● ознакомление родителей с формированием мотивации к исправлению речи.
Открытые просмотры индивидуальных и подгрупповых занятий способствуют
тому, что родитель:
● четче осознает речевые и психологические проблемы своего ребенка;
● охотнее настраивается на сотрудничество;
● вовлекается в коррекционно-образовательный процесс;
● лучше усваивает игровые подходы в коррекционной работе и ее необходимость;
● уважительнее относится к нелегкому труду учителя-логопеда.
Пропаганда логопедических знаний среди родителей: ширмы, папкипередвижки, диски с рекомендациями по конкретной речевой проблеме, логопедическая
библиотечка, детская логопедическая тетрадь (ознакомление с текущей работой логопеда и
приемами коррекции, постепенное воспитание школьных качеств).
Дни открытых дверей (для родителей вновь поступающих детей):
● ознакомление с системой преодоления речевых нарушений в детском саду на стендах и
в индивидуальных беседах и экскурсиях по саду;
● предоставление информации о программе ДОУ;
● консультирование по интересующим родителей вопросам.
2.5. Содержание методической работы и самообразования
Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:
● разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей
по оказанию логопедической помощи детям;
● перспективное планирование;
● изучение и обобщение передового опыта;
● участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
● обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
● поиск наилучших средств коррекции речи детей;
● изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
● самообразование;
● изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию
и коррекции речи.

3. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности в условиях
логопедического пункта
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в
себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное
содержание:

26

Образовательный процесс в МБДОУ детский сад №533 реализуется в режиме
пятидневной недели.
Режим дня составлен с расчетом на 10,5-часовое пребывание ребенка в детском саду
с 7.30 до 18.00.
График работы учителя-логопеда Сапруновой Натальи Александровны
на 2023 - 2024 учебный год
Дни
недели
Понедел
ьник

Время

4 часа

Вторник
4 часа

Среда
4 часа

Четверг

4 часа

Проводимая работа
08:00-08:25 - Подгрупповое занятие
08:35-11:30 - Индивидуальные занятия с детьми.
11:30-12:00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с воспитателями,
специалистами, родителями.
08:00-08:25 - Подгрупповое занятие
08:35-11:30 - Индивидуальные занятия с детьми.
11:30-12:00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с воспитателями,
специалистами, родителями.
08:00-08:25 - Подгрупповое занятие
08:35-11:30 - Индивидуальные занятия с детьми.
11:30-12:00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с воспитателями,
специалистами, родителями.
08:00-08:25 - Подгрупповое занятие
27

08:35-11:30 - Индивидуальные занятия с детьми.
11:30-12:00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с воспитателями,
специалистами, родителями.
Пятница

4 часа

08:00-08:25 - Подгрупповое занятие
08:35-11:30 - Индивидуальные занятия с детьми.
11:30-12:00 - Совместная деятельность в режимных
моментах/Консультативно-методическая работа с воспитателями,
специалистами, родителями.

Циклограмма учителя-логопеда ФИО

Дни недели

Индивидуальная
образовательная
деятельность

Подгрупповая
образовательная
деятельность

Совместная
деятельность
В режимных
моментах

Организационная
деятельность

Всего
часов в
неделю

Понедельник

175 мин

25 мин

30 мин

10 мин

4ч

Вторник

175 мин

25 мин

30 мин

10 мин

4ч

Среда

175 мин

25 мин

30 мин

10 мин

4ч

Четверг

175 мин

25 мин

30 мин

10 мин

4ч

Пятница

175 мин

25 мин

30 мин

10 мин

4ч

Всего

875 мин

125 мин

150 мин

50 мин

20 ч

В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216
«О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и
медико-социально-правовой
помощи
обучающимся,
воспитанникам»,
на каждого ребенка с ОВЗ.
График организации образовательного процесса
28

Образовательная деятельность
Обследование речи обучающихся, заполнение документации,
оформление речевых карт
Коррекционно-развивающая деятельность: индивидуальные и
подгрупповые занятия
Итоговая диагностика, заполнение документации

Сроки
1–15 сентября
15 сентября – 15 мая
15–31 мая

Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекции речевого
недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и
эмоциональных особенностей детей.
Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет обоснованно
организовать различные формы учебного процесса и частные приемы коррекции.
Специфика речевого нарушения у детей с ФНР состоит в многообразии проявлений
дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных
формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют
тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
Коррекционные подгруппы комплектуются логопедом, наполняемость группы от
трех до пяти детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Состав
подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от
динамики достижений в коррекции произношения. В процессе обучения проводятся 2 типа
занятий:
Тип занятия
Цель
Индивидуальные
занятия

● подбор
комплекса
артикуляционных
упражнений,
направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи;
● вызывание и постановка отсутствующих звуков или
коррекция искаженных звуков;
● установление эмоционального контакта с ребенком,
привлечение его внимания к контролю за качеством
звучащей речи;
● подбор индивидуального подхода с учетом личностных
особенностей ребенка (речевой негативизм, фиксация на
дефекте, невротические реакции и т.п.)

Подгрупповые
занятия

● усвоение (автоматизация) произношения ранее поставленных
звуков в любых фонетических позициях и активное
использование их в различных формах самостоятельной
речи;
● выполнение в заданном темпе упражнений по развитию силы
голоса, изменение модуляций (хором, выборочно);
● воспитание навыка коллективной работы, умения слушать и
слышать логопеда;
● обеспечивание дальнейшего расширения речевой практики в
процессе обогащения словаря детей;
● формирование необходимой готовности к овладению
элементарными навыками письма и чтения;
● научить детей элементарным навыкам письма и чтения

29

Образовательные задачи решаются через различные формы организации
образовательного процесса детей:
*в занятиях;
*в совместной деятельности с детьми в режимных моментах;
* в самостоятельной деятельности детей;
* в совместной деятельности с семьей.
Процесс коррекции тяжелого нарушения речи строится с учетом
общедидактических и специальных принципов обучения. Основополагающим принципом
является положение о том, что формирование речи осуществляется в определенной
последовательности — от конкретных значений к более абстрактным. Репродуктивные
формы обучения применяются в определенных пределах для развития частных механизмов
речи: моторики артикуляционного аппарата, воспроизведения различных навыков звукослоговых структур и др. На начальных этапах коррекции большое значение придается
принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется
на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с
познанием окружающего мира. По мере улучшения фонетической стороны речи
выдвигаются следующие принципы:
● коммуникативно-деятельностный, учитывающий психолингвистические положения о
последовательном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому
умению, речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
● активизации речевой практики, то есть употребление и воспитание различных форм
речи в меняющихся условиях общения. В соответствии с этим принципом используются
наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность
детей в различных видах деятельности.
Оценка результативности коррекционно-логопедической работы проводится в
несколько этапов. На каждого ребенка на основании результатов диагностики заполняется
речевая карта. Экран звукопроизношения и речевой профиль заполняется на всех детей, и
с их помощью проводится анализ ошибок учащихся в начале и в конце курса коррекционнологопедических занятий.
Особое значение имеет сравнение результатов анализа ошибок в начале первого
этапа (диагностического) и в конце последнего этапа коррекционной работы. В
зависимости от этого составляется план последующей работы с ребенком.
Годовой план работы учителя-логопеда
Цель работы: коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений
письменной речи.
Задачи:
1.
Своевременное выявление обучающихся с трудностями освоения
образовательных программ.
2.
Коррекция и профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся.
3.
Консультативно-методическая работа с родителями, педагогами.
4.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
5.
Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями,
дидактическим и наглядным материалом.
6.
Повышение уровня профессиональной квалификации.
30

№
I
1

2

3

4

5

6
II
7

8
9

Направление деятельности

Время
Оформление результатов
проведени
я
Диагностическая деятельность
Логопедическое
обследование
Справка по итогам обследования
обучающихся с целью точного
речи обучающихся.
установления причин, структуры 1.09–15.09
Журнал обследования
и
степени
выраженности
отклонений в их речевом
развитии, выявления уровня
актуального речевого развития
для обучающихся, комплектация
групп
Динамическое наблюдение за
Индивидуальные консультации с
обучающимися
в
процессе В течение родителями
–
Журнал
коррекционного
обучения учебного
консультаций с родителями
(анализ состояния устной речи года
(законными представителями).
обучающихся)
Оформление направлений для
прохождения ТПМПК
Углубленное
обследование
устной речи обучающихся. Сбор 15.09 -30.09 Речевые карты
медицинского и педагогического
анамнеза, сведений о раннем
развитии
детей,
имеющих
нарушения речевого развития.
Постановка заключения
Участие в работе психологоПротоколы заседания ППк.
педагогического консилиума по
Справка по итогам обследования
вопросам
организации Согласно
речи обучающихся
совместной
деятельности графику
педагогов с обучающимися, ППк
имеющими нарушения развития
Диагностика речевых нарушений В течение Журнал обследования
по запросам
учебного
года
Анализ логопедической работы
Январь–
Составление
за 2023_-2024_ учебный год
май
аналитического отчета
Организационная работа
Планирование логопедической До 02.09
Годовой план работы
работы на учебный год
Формирование подгрупп для
занятий на текущий учебный год До 16.09

Приказ
о
зачислении
обучающихся в подгруппы

Планирование
занятий
текущий учебный год

Рабочая программа

на До 16.09

31

10

Составление расписания работы

11

Ведение документации

III
12

Коррекционно-развивающая работа
Индивидуальная работа по
В течение Журнал учета посещаемости
коррекции и развитию устной
учебного
коррекционно-развивающих
речи обучающихся
года
занятий
Подгрупповые
занятия
по В течение Журнал учета посещаемости
коррекции и развитию устной учебного
коррекционно-развивающих
речи
обучающихся
(см. года
занятий
перспективное планирование)

IV
13

Консультативно-просветительская работа
Оказание
консультативноЖурнал учета консультаций
методической помощи педагогам, В течение
родителям:
учебного
●
выступления
на года
родительских
собраниях
по
вопросам
организации
коррекционной
работы
с
обучающимися;
●
проведение
систематических консультаций и
индивидуальных
бесед
с
родителями и учителями;
●
приглашение родителей на
индивидуальные коррекционноразвивающие занятия
Самообразование и методическая работа
Участие в работе районного По плану Лист регистрации
методического
объединения РМО
учителей-логопедов

V
14

До 16.09

Расписание
логопедических
занятий.
График работы учителя-логопеда
В течение Журнал
посещаемости
учебного
коррекционно-развивающих
года
занятий.
Журнал обследования.
Списки зачисленных детей.
Расписание
коррекционноразвивающих занятий.
График работы учителя-логопеда
Циклограмма
Речевые карты.
Рабочие программы.
Аналитические справки.
Годовой отчет
Журнал консультаций родителей
Журнал направлений на ТПМПК
Журнал
консультаций
воспитателей

32

15

16

17

18

Участие
в
семинарах, По плану
конференциях, педагогических ОУ
советах учреждения и района
по
плану
РМО
Изучение
специальной В течение
литературы по вопросам оказания учебного
помощи
детям,
имеющим года
речевые нарушения
Приобретение,
разработка, В течение
изготовление
учебно- учебного
дидактических
пособий
по года
предупреждению и устранению
нарушений
устной и письменной речи
учащихся:
●
пополнение раздаточного
материала новыми пособиями;
●
дальнейшее пополнение
картотеки с заданиями по
устранению
дисграфии,
обогащению словарного запаса;
●
изготовление карточек с
заданиями для родителей
Прохождение курсов повышения В течение
квалификации,
участие
в года
семинарах,
вебинарах
по
коррекционной работе с детьми
ОВЗ

Лист регистрации, сертификаты
участия
Методические
картотеки и т.п.

материалы,

Методические
картотеки и т.п.

материалы,

Сертификаты участия

3.2. Условия реализации Программы
3.2.1. Психолого-педагогические условия
Рабочая программа предполагает создание следующих психолого-педагогических
условий:
1. Личностно-порождающее взаимодействие логопеда с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность
выбора деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются
обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности
деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации, ограниченный объем личного
опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка,
с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития
ребенка в разных видах игры.
4.
Создание
соответствующей
развивающей
образовательной
среды,
способствующей всестороннему развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
33

творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста. Консультативная поддержка педагогических работников и
родителей группы. Современные образовательные технологии в коррекционнообразовательном процессе.
7. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических
условий жизнедеятельности детей на занятиях;
8. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на
занятии;
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья;
10. Диагностика (оценка индивидуального речевого развития) детей.
11. Взаимодействие всех педагогов группы.
Важным условием реализации рабочей программы является создание речевой развивающей
среды.
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее
эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая
развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на
формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям
родного языка и речи.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами,
обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности
ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой
системе.
В качестве компонентов речевой развивающей среды выделяются:
- речь педагога;
- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речевая развивающая среда подготовительной группы
- грамотная речь педагога;
- методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения:
знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп
диалогических умений, умений грамотно отстаивать свою точку зрения;
- методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного
рассказывания: поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные
рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
- организация восприятия с последующим обсуждением;
- создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка с
целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых
высказываний.
3.2.3. Организационные условия Программы (создание предметноразвивающей среды)
Развивающая среда
Коррекционные дидактические пособия, игры, наглядность, картотеки на развитие:
34

Словаря (импрессивного, экспрессивного)
Грамматического строя речи (словообразование, словоизменение)
Связной речи и речевого общения
Слоговой структуры слова
Фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Мелкой и общей моторики
Психических функций (памяти, внимания, мышления)
По коррекции произносительной стороны речи (направленной воздушной струи,
артикуляторных мышц, автоматизацию и дифференциацию звуков)
Пространственная среда
Зона для подгрупповых занятий
Зона коррекции звукопроизношения
Зона игр для свободного доступа детей
Зона хранения пособий, картотек
Рабочий место учителя-логопеда
3.2.4. Методическое обеспечение Программы
1. Документация (перечислена в «Годовом плане»)
2.Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта,
систематизированный по возрастам и разделам: альбомы, папки, коробки).
3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями,
воспитателями, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов,
книг и т.д.).
4. Методический раздел. (перечислен в Паспорте логопедического кабинета)
5. Наглядно-дидактический материал.
6.Оборудование.
7.Мебель.
8.Интерактивное сопровождение образовательной деятельности.
Специальные условия
Психолого-педагогическое сопровождение – диагностика

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».