РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя

Содержание
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
1.1.Цель Программы……………………………………………………………………………..3
1.2.Задачи Программы…………………………………………………………………………...4
1.3.Принципы формирования Программы……………………………………………………..4
2. Планируемые результаты освоения ФОП ДО ………………………………………………5
2.1 Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)
2.2 Планируемые результаты в дошкольном возрасте
2.3 На этапе завершения освоения ФОП ДО (к концу дошкольного возраста)……………..5
3.Характеристики особенностей музыкального развития детей……………………………...6
3.1 Характеристики особенностей музыкального развития детей раннего возраста………..6
3.2. Характеристики особенностей музыкального развития детей дошкольного возраста…7
4. Подходы к педагогической диагностике планируемых результатов…………………..…10
4.1. Целевые ориентиры художественно-эстетического развития детей……………..……..11
4.2. Оценка уровней эффективности педагогических воздействий……………………..…...14
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» …………..15
2.1.1. От 2 лет до 3 лет…………………………………………………………………………15
2.1.2. От 3 лет до 4 лет…………………………………………………………………………15
2.1.3. От 4 лет до 5 лет…………………………………………………………………………17
2.1.4. От 5 лет до 6 лет…………………………………………………………………………18
2.1.5. От 6 лет до 7 лет…………………………………………………………………………20
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Федеральной
программы……………………………………………………………………………………….23
2.3.Особенности используемых в работе парциальных программ…………………………..25
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…..27
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………………37
2.6. Здоровьесберегающие технологии, применяемые музыкальным руководителем…….38
2.7. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……………………...39
2.7. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников
ДО………………………………………………………………………………………………..41
2.8.Особенности взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим
коллективом ДО………………………………………………………………………………....43
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2

3.1. Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы……………44
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале
ДО в контексте ФГОС…………………………………………………………………………..45
3.3. Материально-техническое обеспечение Федеральной программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………..47
3.4. Требования и показатели организации образовательного процесса…………………....48
3.5. Федеральный календарный план воспитательной работы………………………………49

3

I.
Возрастная
группа

Организованная
образовательная
деятельность
эстетической

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
Праздники и развлечения
Досуги

Утренники

направленности
продол
жите
льнос

количеств
о

продол
житель
ность

количество

продол
житель
ность

количество

Группа
Раннего
возраста

10 мин

в
неде
лю
2

Младшая
группа

15 мин

2

72

15-20
мин

1

9

25-30
мин

4

Средняя
группа

20 мин

2

72

20-25
мин

1

9

25-30
мин

4

Старшая
группа

25 мин

2

72

25-30
мин

1

9

25-30
мин

5

ть

Подготовите 30 мин
льная группа

2

в год

в
месяц

в год

в год

72

10-15
мин

1

9

20-25
мин

3

72

20-25 мин 1

9

25-30 мин 5

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Федеральной программы.
ДО может быть получено в ДОО, а также вне ее ‒ в форме семейного образования. Форма
получения ДО определяется родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного
образования учитывается мнение ребенка.
При реализации образовательных программ дошкольного образования могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные
технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными
средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в
соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог
определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения,
возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных
4

потребностей и интересов. Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога
практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств
образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации
Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными
особенностями детей:
В раннем возрасте (1 год ‒ 3 года):
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
В дошкольном возрасте (3 года ‒ 8 лет): музыкальная деятельность (слушание и
понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения,
игра на детских музыкальных инструментах).
Вариативность форм, методов и средств реализации Федеральной программы зависит не
только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых
образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний
детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в
образовательном процессе.
При выборе форм, методов, средств реализации Федеральной программы педагог
учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре;
избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в
выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и
создании продуктов деятельности.
Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации
Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям
детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения
обеспечивает их вариативность.
Обязательная часть Программы составлена с учётом Основной образовательной
программы ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов и ориентирована на выбор тех парциальных программ, которые соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов и сложившийся
традиции дошкольного учреждения.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах
музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально –
образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые
перечислены в списке литературы.
Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться,
дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и

5

индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
образовательных потребностей разных категорий детей.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности:
речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и
смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить
активность ребенка на музыкальном занятии.

2.3. Особенности используемых в работе парциальных программ.
Парциальная программа «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой представляет
собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она
учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к
потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в
музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается
творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей,
их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет
собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно
осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от
восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к
творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации
и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а также возрастных
особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС. В программе
сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от
3-х до 7-ми лет.
Цель программы «Ладушки»: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи программы «Ладушки»:
1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития:
 развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир,
отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление
об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе.
 развитие внимания.
 развитие чувства ритма.
 развитие индивидуальных музыкальных способностей
3. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной
культуре.
4. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах).
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
6

7. Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление
воспитанника.
Методические принципы построения программы «Ладушки»:
1.
Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
2.
Учет возрастных особенностей воспитанников.
3.
4.
5.
6.

Гендерный подход к используемому репертуару.
Последовательное усложнение поставленных задач.
Принцип преемственности.
Принцип положительной оценки.

7.
Соотношение используемого материала с природным и светским
календарем.
8.
Соотношение с тематическим планированием ООП ДО. Формы
проведения занятий по программе «Ладушки»:
 Традиционное
 Комплексное
 Интегрированное
 Доминантное
Структура музыкального занятия программе «Ладушки»: (структура занятий может
варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
 музыкально – ритмические движения
 развитие чувства ритма, музицирование
 пальчиковая гимнастика
 слушание, импровизация
 распевание, пение  пляски, хороводы  игры.
Парциальная программа по развитию танцевального творчества «Ритмическая
мозаика» /А.Буренина/
Парциальная Образовательная программа с учетом специфики национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
с детьми дошкольного возраста «Мы живём на Урале» / О.В. Толстикова, О.В. Савельева/.
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013.
Эти парциальные программы позволяют формировать основы общей и музыкальной
культуры в дошкольном детстве, и нацелены на гармоничное духовное, психическое и
физическое развитие ребенка.

2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик
Образовательная деятельность в ДОО включает:
7

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
К основным формам организации музыкально-художественной деятельности
дошкольников в ДО относятся:
Организованная образовательная деятельность:
 типовые (включает в себя все виды музыкальной деятельности детей: восприятие,
исполнительство и творчество и подразумевает последовательное их чередование).
 тематические (отличается наличием интеграции, содержанием разных
образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных
видов искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы,
какого – либо явления, образа).
 доминантная (это занятие с одним преобладающим видом музыкальной
деятельности. направленное на развитие какой-либо одной музыкальной
способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом
случае, оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном
условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей
способности у ребенка).
 индивидуальная (проводится отдельно с ребенком. Для детей старшего
дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития
музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства;
индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и
развитии).
Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя,
воспитателя) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм: совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он
выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому;
- совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог ‒
равноправные партнеры;
- совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения)
направляет совместную деятельность группы детей;
- совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию.
Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли ее
организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские
ресурсы самих детей;
- самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно- ролевые,
режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и др.). Организуя
различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребенка, его субъектные
проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и
способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и
8

желание заниматься определенным видом деятельности). Эту информацию педагог
может получить в процессе наблюдения за деятельностью детей в ходе проведения
педагогической диагностики. На основе полученных результатов организуются разные
виды деятельности, соответствующие возрасту детей. В процессе их организации
педагог создает условия для свободного выбора детьми деятельности, оборудования,
участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность,
устанавливает правила взаимодействия детей. Педагог использует образовательный
потенциал каждого вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и
развития детей.
Семейные праздники (это объединение семей воспитанников единым праздничным
событием во взаимодействии со специалистами дошкольной организации для
полноценного проживания детьми дошкольного детства);
Развлечения (в ДО проводится 1 раз в сезон, в группах – 2 раза в месяц) – форма занятия
в ДОО, времяпрепровождение, доставляющее детям удовольствие);
События (отклик ДОО на события, праздники, происходящие в стране, в мире, в родном
городе);
Досуги (время, не занятое ООД, средство разностороннего развития личности детей,
занятия по увлечению);
Игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры,
музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);
Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Взаимодействие с
семьями детей.
Раздел «Слушание»
Формы работы
Режимные моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность
детей

Совместная деятельность с
семьей

Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

9

Использование
музыки: -на
утренней
гимнастике и
физкультурной
ООД;
на
музыкальной
ООД;
во время
умывания
интеграция в
другие
образовательные
области; - во
время прогулки
(в теплое время)
-в
сюжетноролевых
играх
перед
дневным сном - при
пробуждении
на
праздниках и
развлечениях

Музыкальная ООД
Праздники,
развлечения
Музыка в
повседневной
жизни: -Другая
ООД; Театрализованная
деятельность Слушание
музыкальных
сказок, - Беседы с
детьми о музыке; Просмотр
мультфильмов,
фрагментов детских
музыкальных
фильмов
Рассматривание
иллюстраций в

Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и не
озвученных),
музыкальных
игрушек,
театральных кукол,
атрибутов,
элементов
костюмов для
театрализованной
деятельности. ТСО
Игры в
«праздники»,

детских книгах,
репродукций,
предметов
окружающей
действительности; Рассматривание
портретов

«концерт»,
«оркестр»,
«музыкальные
занятия»,
«телевизор»

композиторов

Консультации для родителей
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ (включение
родителей в праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная деятельность
(концерты родителей для
детей, совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления, оркестр)
Открытые музыкальные
занятия
для родителей
Создание нагляднопедагогической пропаганды для
родителей (стенды, папки или
ширмы-передвижки)
Оказание помощи родителям по
созданию
предметномузыкальной среды в
семье Посещения музеев,
выставок, детских музыкальных
театров Прослушивание
аудиозаписей, Прослушивание
аудиозаписей с просмотром
соответствующих иллюстраций,
репродукций картин, портретов
композиторов
Просмотр видеофильмов

Раздел «Пение»
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность
детей

Совместная деятельность с
семьей

Формы организации детей

10

Индивидуальные
Подгрупповые
Использование
пения:
на
музыкальной
ООД;
интеграция в
другие
образовательные
области; - во
время прогулки
(в теплое время)
-в
сюжетноролевых
играх
-в
театрализованной
деятельности - на
праздниках и
развлечениях

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Индивидуальные
Подгрупповые

Музыкальная ООД;
Праздники,
развлечения
Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность Пение знакомых
песен во время игр,
прогулок в теплую
погоду

Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и не
озвученных),
иллюстраций
знакомых песен,
музыкальных
игрушек, макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей
по песенному
репертуару»,
театральных кукол,
атрибутов для
театрализации,

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ (включение
родителей в праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная деятельность
(концерты родителей для
детей, совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия
для родителей
Создание нагляднопедагогической пропаганды
для родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание музея любимого
композитора
Оказание помощи родителям по
созданию
предметномузыкальной среды в
семье

11

элементов костюмов
различных персонажей.
Портреты композиторов.
ТСО Создание для детей
игровых творческих
ситуаций
(сюжетно-ролевая игра),
способствующих
сочинению мелодий по
образцу и без него,
используя для этого
знакомые песни, пьесы,
танцы. Игры в «детскую
оперу»,
«спектакль», «кукольный
театр» с игрушками,
куклами, где используют
песенную импровизацию,
озвучивая персонажей.
Музыкальнодидактические
игры
Инсценирование песен,
хороводов Музыкальное
музицирование с песенной
импровизацией Пение
знакомых песен при
рассматривании
иллюстраций в детских
книгах, репродукций,

Посещения детских
музыкальных театров
Совместное пение знакомых
песен при рассматривании
иллюстраций в детских книгах,
репродукций, портретов
композиторов, предметов
окружающей действительности
Создание совместных
песенников.

12

портретов композиторов,
предметов окружающей
действительности Пение
знакомых песен при
рассматривании
иллюстраций в детских
книгах, репродукций,
портретов композиторов,
предметов окружающей
действительности

Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Формы работы
Режимные моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность
детей

Совместная
деятельность с
семьей

Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

13

Использование
музыкальноритмических
движений: -на утренней
гимнастике и
физкультурной
ООД;
на музыкальной
ООД;
интеграция в другие
образовательные
области; - во время
прогулки
в
сюжетноролевых играх

Музыкальная ООД
Праздники,
развлечения Музыка
в повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность Музыкальные игры,
хороводы с пением Инсценирование
песен -Развитие
танцевальноигрового
творчества Празднование дней
рождения

Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: -подбор
музыкальных
инструментов,
музыкальных
игрушек, макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей
по песенному
репертуару»,
атрибутов для

Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей
в праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты родителей
для детей, совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые
музыкальные занятия
для
родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)

14

- на праздниках и
развлечениях

музыкальноигровых
упражнений, подбор элементов
костюмов
различных
персонажей для
инсценирования
песен, музыкальных
игр и постановок
небольших
музыкальных
спектаклей
Портреты
композиторов.
ТСО.
Создание для детей
игровых творческих
ситуаций
(сюжетно-ролевая
игра),
способствующих
импровизации
движений разных
персонажей
животных и людей
под музыку
соответствующего
характера
Придумывание
простейших
танцевальных
движений
Инсценирование
содержания песен,
хороводов,
Составление
композиций русских
танцев, вариаций
элементов плясовых
движений
Придумывание
выразительных

Создание музея любимого
композитора
Оказание помощи родителям по
созданию
предметномузыкальной среды в
семье Посещения детских
музыкальных театров
Создание фонотеки, видеотеки с
любимыми танцами детей.

15

действий с
воображаемыми
предметами

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная
деятельность с семьей

Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

16

на
музыкальной
ООД;
интеграция
в другие
образовательные
области; - во
время прогулки
-в
сюжетноролевых
играх - на
праздниках и
развлечениях

Музыкальная ООД;
Праздники,
развлечения Музыка
в повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность -Игры
с элементами
аккомпанемента Культурнодосуговая
деятельность

Создание условий для
самостоятельной
музыкальной деятельности
в группе: подбор
музыкальных
инструментов,
музыкальных игрушек,
макетов инструментов,
хорошо иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному репертуару»,
театральных кукол,

Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку к
ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия
для родителей
Создание
нагляднопедагогической пропаганды
для родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)

17

атрибутов и элементов
костюмов для
театрализации. Портреты
композиторов. ТСО
Создание для детей
игровых творческих
ситуаций
(сюжетно-ролевая игра),
способствующих
импровизации в
музицировании
Импровизация на
инструментах
Музыкальнодидактические
игры
Игры-драматизации
Аккомпанемент в пении,
танце и др Детский
ансамбль, оркестр
Игры в «концерт»,
«спектакль»,
«музыкальные занятия»,
«оркестр». Подбор на
инструментах знакомых
мелодий и сочинения
новых

Создание музея любимого
композитора
Оказание помощи
родителям по созданию
предметномузыкальной
среды в семье Посещения
детских музыкальных
театров
Совместный ансамбль,
оркестр

Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация
на детских музыкальных инструментах
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность
детей

Совместная
деятельность с семьей

Формы организации детей
18

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

19

на
музыкальной
ООД;
интеграци
я в другие
образовательные

Музыкальная
ООД
Праздники,
развлечения В
повседневной
жизни:

области; - во
время прогулки
-в
сюжетноролевы
х играх - на
праздниках и
развлечениях

Театрализованна
я деятельность Игры
- Празднование
дней рождения

Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в группе:
подбор музыкальных
инструментов
(озвученных и не
озвученных),
музыкальных игрушек,
театральных кукол,
атрибутов для ряженья,
ТСО. Создание для детей
игровых творческих
ситуаций
(сюжетно-ролевая игра),
способствующих
импровизации в пении,
движении,
музицировании
Импровизация мелодий
на собственные слова,
придумывание песенок
Придумывание
простейших
танцевальных движений
Инсценирование
содержания песен,
хороводов Составление
композиций танца
Импровизация на
инструментах
Музыкальнодидактическ
ие игры

Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые
музыкальные занятия
для родителей
Создание
нагляднопедагогическ
ой пропаганды для
родителей (стенды,
папки или
ширмыпередвижки)
Оказание помощи
родителям по
созданию предметномузыкальной среды в
семье Посещения
детских музыкальных
театров, танцевальных
студий, выступлений.

20

Игрыдраматизации
Аккомпанемент в пении,
танце и др. Детский
ансамбль, оркестр
Игры в «концерт»,
«спектакль»,
«музыкальные занятия»,
«оркестр».

Способы музыкального развития:






Пение;
Слушание музыки;
Музыкально-ритмические движения;
Музыкально-дидактические игры и игры с использованием ИКТ;
Игра на музыкальных инструментах.

Методы музыкального развития:
Наглядный:





Наглядно-зрительный - показ движений
Наглядно-слуховой - слушание музыки Словесный:
объяснение
пояснение





указание
беседа
поэтическое слово




вопросы
убеждение



замечания Игровой:




музыкальные игры
игры-сказки Практический:





показ исполнительских приемов,
упражнения (воспроизводящие и творческие)
разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий Метод проектов:

Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных
интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и др.
Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях,
умениях, потребностях.
21

Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и
личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для
решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации Федеральной программы педагог может использовать различные
средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
 демонстрационные и раздаточные;
 визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; 
реальные и виртуальные.
ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Федеральной
программы.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление
возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать,
конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие
важные составляющие эмоционального благополучия ребенка ДОО как уверенность в
себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной
самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в ДОО и
вторая половина дня.
Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, например:

самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;

игры – импровизации и музыкальные игры;

самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия: уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание
ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в
соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
- организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в
деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов
деятельности;
- расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития
детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно,
22

уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка
творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
- поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в
ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
- создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и
упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и
желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата; поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать
внимание на важность стремление к качественному результату, подсказывать ребенку,
проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до
конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата; внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае
необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок
испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась
обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать
приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку
ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы,
одобрения, восхищения.
Критерий правильности действий педагога
Проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской
деятельности, проявление активной жизненной позиции, умении творчески подходить к
решению различных жизненных ситуаций.

2.5. Здоровьесберегающие технологии, применяемые
музыкальным руководителем.
Для решения приоритетной задачи современного ДО - задачи создания оптимальных
условий психологического комфорта, эмоционального благополучия, сохранения и
поддержания здоровья детей, предусмотрено использование здоровьесберегающих
технологий, таких как:
 Логоритмика;





Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Самомассаж;
Артикуляционная гимнастика;

 Пение валеологических упражнений;
 Музыкотерапия
Принципы, используемые музыкальным руководителем в своей работе, способствующей
здоровьесбережению детей.
23

1. Четкое соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению
занятий; проветренное помещение, оптимальная температура и освещенность.
2. Эстетика дидактического материала и содержательность.
3. Обязательное включение динамических пауз в занятие, в соответствии с темой
занятия.
4. Эмоциональная насыщенность занятия, выразительность музыкального
руководителя, его речи, мимики.
5. Доброжелательная атмосфера.
6. Опора на интерес детей.
7. Создание ситуации успешности, поддержки в детях радостного, положительного
настроя.

2.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ.
Организация праздников, развлечений, традиций способствует повышению
эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия
для формирования личности каждого ребенка.
Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм педагогического
воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном возрасте формируются
предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень
важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и
культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается
патриотизм.
Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных
идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и
сверстникам.
В ДО в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные
традиционные мероприятия, праздники, события
Праздники в детском саду при их грамотном проведении могут стать эффективным
инструментом развития и воспитания детей.
Первое условие — разнообразие форматов.
Для успешности мероприятия важно правильно выбрать формат в зависимости от
смысла праздника, образовательных задач, возраста детей и пр. Существует большое
разнообразие форматов праздников или мероприятий, связанных со знаменательными
событиями:
 Концерт
 Квест
 Проект





Образовательное событие
Мастерилки
Соревнования
Выставка (перфоманс)
24

 Спектакль
 Викторина
 Фестиваль  Ярмарка
 Чаепитие и т.д.
Второе условие — участие родителей.
Вторым обязательным элементом является непосредственное участие родителей: дети
сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги устраивают конкурсы для родителей,
просят подготовить детско-родительские выступления, родители участвуют в детских
заданиях на импровизацию (то есть не отрепетированных заранее) и т.д.
Третье условие — поддержка детской инициативы.
Третье условие самое важное и значимое для детей – создание и конструирование
праздника самими детьми. Для этого необходимо, чтобы основная инициатива исходила
от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и придумывали праздник —
что там будет, во что наряжаться, кто будет выступать, как сделать костюмы и декорации
(если нужно), кого пригласить, делать ли пригласительные билеты и т.д. При этом
взрослый, участвуя в придумывании праздника вместе с детьми, не должен брать на себя
руководящую роль — надо дать возможность детям проявить инициативу и помочь им
реализовать задуманное.
Но при этом такие праздники как Новый год и День победы, должны быть, на наш
взгляд, организованы в основном взрослыми. Первый, потому что Новый год — это
волшебство, это радость, это подарки, это Дед Мороз и Снегурочка. А второй — потому
что дети пока не могут до конца понять и прочувствовать этот праздник.
На основе
традиционных событий, праздников, мероприятий построен перспективный план
воспитательно-образовательной работы по музыкальному развитию на 2023 - 2024
учебный год. (Приложение №1)

2.7. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями
воспитанников.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста;
 обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять
воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
 информирование родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о
25

мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО;
 просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей;
 способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
 построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно
придерживаться следующих принципов:
-

-

-

-

-

приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не
только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно
они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка;
открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный
доступ в ДОО; между педагогическими работниками и родителями необходим
обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей: при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться
этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и
сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и
разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со
стороны родителей в интересах детей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей
в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым
мероприятиям; возможности включения родителей в совместное решение
образовательных задач;
возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями,
прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего
возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;
поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей

26

младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию
образовательных проектов ДОО совместно с семьёй.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и/или
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
 Знакомство с семьей: встречи-знакомства, беседы.
 Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых
дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,
оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества,
приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
 Знакомить родителей с возможностями ДО, а также близлежащих учреждений
дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей (ДТЮ,
ДШИ).
 Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на
психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного
воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников,
концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка,
детскородительских отношений.
 Привлекать родителей к разнообразным формам совместной
музыкальнохудожественной деятельности с детьми в ДО, способствующим
возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения
(семейные праздники, концерты, занятия в театральной и танцевальной студиях).
Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и
композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
 Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных
коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и
культуры.
 Образование родителей: организация «Музыкальной шкатулки для родителей»
(статьи на сайте детского сада, информация на стенде)
 Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в
подборе актуальной информации, вовлечение родителей в продуктивное
времяпровождение с детьми в домашних условиях (рекомендации музыкального
руководителя в группе ДОУ в социальных сетях).
 Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и
поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей,
библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к
участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
 Взаимодействие музыкального руководителя с родителями (законными
представителями) воспитанников планируется по перспективно-календарному
плану (Приложение 2) и по плану дистанционного взаимодействия (Приложение
2.1).
Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит
педагогическим работникам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения
с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую
27

деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста.

2.8. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с
педагогическим коллективом ДО.
Качество реализации общеобразовательной программы в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» зависит от уровня
профессиональной компетентности и музыкальной культуры педагогов, которые
непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДО.
Направления взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим
коллективом ДОУ:
1. Ознакомление педагогов с теоретическими вопросами музыкального образования
детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в
каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Взаимодействие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов,
в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Взаимодействие в организации музыкальной развивающей
предметнопространственной среды ДО;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач
музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДО;
8. Взаимодействие с методистом ДО, инструктором по физической культуре,
психологом.
Формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом
ДОУ:
 Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются
вопросы индивидуальной работы с детьми; музыкально-воспитательная работа
в группах; используемый на занятиях музыкальный репертуар; вопросы
организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды
ДО;
 Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание
музыкального репертуара, освоение и развитие музыкально-исполнительских
умений педагогов;
 Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и
обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива
в решении задач музыкального развития детей;
 Организация смотров-конкурсов, проектов музыкально-развивающей среды в
ДО, в отдельно взятой группе;
 Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме ценностного
воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки; мастер –
классы;
28

 Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДО;
 Тематические круглые столы;
 Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения
общих задач;
 Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДО, в
группах;
 Предоставление доступа в закрытые группы социальных сетей для
дублирования информации по музыкальному воспитанию детей для
продуктивного взаимодействия родителей с детьми в домашних условиях;
 Совместное обсуждение результатов педагогической диагностики и
индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в
повседневной жизнедеятельности;
 Взаимные консультации по использованию музыкального материала в
образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и
развития.
 Взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива
планируется по перспективно-календарному плану (Приложение 3).

III.

Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия реализации Федеральной программы.
Успешная реализация Федеральной программы обеспечивается следующими
психологопедагогическими условиями:
 признание детства как уникального периода в становлении человека,
понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника
таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;
проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности,
поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого
воспитанника;
 решение образовательных задач с использованием как новых форм организации
процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация,
образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности,
проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных
областей и др.), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые,
индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело,
занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность,
направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных
областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически
обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогом;
 обеспечение преемственности содержания и форм организации
образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального
общего уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на
предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной

29

работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования ‒
формирование умения учиться);
 учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития
обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным
особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого
возрастного периода, социальной ситуации развития);
 создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка
образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на
свободу выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
 индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение
его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей,
основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
 совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления
запросов родительского и профессионального сообщества;
 психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка,
консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения,
воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
 вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации
образовательной программы и построение отношений сотрудничества в
соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи
обучающихся;
 формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов,
психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей)
обучающихся;
 непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в
ДОО, обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм,
согласно запросам родительского и профессионального сообществ;
 взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования,
культуры, физкультуры и спорта, другими социально-воспитательными
субъектами открытой образовательной системы), использование форм и
методов взаимодействия, востребованных современной педагогической
практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной
социально-значимой деятельности;
 использование широких возможностей социальной среды, социума как
дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса ее
социализации.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном
зале ДО в контексте ФГОС.
30

Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и
оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии со
ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и
принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации
образовательной программы.
РППС ДОО создается как единое пространство, все компоненты которого, как в
помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу,
художественному решению.
РППС – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей,
содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
С учетом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных
организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
 требованиям ФГОС ДО;
 образовательной программе ДОО;
 материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в
ДОО;
 возрастным особенностям детей;
 воспитывающему характеру обучения детей в ДОО; требованиям безопасности и
надежности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о целостности образовательного
процесса и включать необходимое для реализации содержания каждого из направлений
развития и образования детей согласно ФГОС ДО.
РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной
и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной,
познавательноисследовательской, двигательной, продуктивной и пр. в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть:
 содержательно-насыщенной;
 трансформируемой;
 полифункциональной;  доступной;  безопасной.
РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и
комфортной работы педагогических и учебно- вспомогательных сотрудников.
Помещение

Вид деятельности, процесс

Оснащение

31

Музыкальны
й
зал

 Организованная
образовательная деятельность
 Театральная деятельность
 Индивидуальные занятия
 Тематические досуги
 Развлечения
 Театральные представления
 Праздники и утренники
 Концерты
 Родительские собрания и
прочие мероприятия для
родителей

 Библиотека
методической
литературы, сборники
нот
 Шкаф для используемых
пособий,
игрушек,
атрибутов и
прочего
материала
 Музыкальнодидактические игры
 Музыкальный центр
 Пианино
 Разнообразные
музыкальные
инструменты для детей
 Различные виды театров
 Ширма для кукольного
театра
 Детские,

взрослые

костюмы

Групповые

 Самостоятельная творческая
деятельность

комнаты

 Театральная деятельность
 Экспериментальная
деятельность

 Детские
и
хохломские стулья
 Различные виды театров
 Детские костюмы
 Музыкальные уголки
 Музыкальнодидактические игры

 Индивидуальные занятия
Тематически
й стенд в
холле




Информационнопросветительск
ая работа с родителями

Наглядноинформационн
ый материал

ДОУ
3.3. Материально-техническое обеспечение Федеральной программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В ДОО созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1. Возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения
Федеральной программы;
32

2. Выполнение ДОО требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических
нормативов, содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590- 20, СанПиН
1.2.368521;
3. Выполнение ДОО требований пожарной безопасности и электробезопасности; 4.
Выполнение ДОО требований по охране здоровья обучающихся и охране труда
работников ДОО.
Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами и пособиями
для полноценного развития детей: аудиоаппаратурой (музыкальным центром),
фортепиано, современным нотным материалом, аудиокассетами, СD-дисками, пособиями
и атрибутами, музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами,
музыкально-дидактическими играми, масками и костюмами для театральной
деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический,
демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения
воспитательнообразовательного процесса.
Содержание методического материала и средств обучения и воспитания
Основные
программы

Основная образовательная программа дошкольного образования
МБДОУ №533, в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.

Перечень
парциальных
программ и

1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева, Инновационная
программа дошкольного образования «От рождения до
школы» // Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2022г

технологии

2. Ладушки. И. Каплунова, И. Новоскольцева, Программа по
музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. 2015
3. А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова Музыка детства, программа
«Мир открытий» (3-4 года) / Издательство «Бином.
Лаборатория знаний», 2019г.
4. А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова Музыка детства, программа
«Мир открытий» (4-5 лет) / Издательство «Бином.
Лаборатория знаний», 2021г.
5. М.Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Для
занятий с детьми 2-7 лет. Издательство
«МОЗАИКАСИНТЕЗ». Москва. 2018.

33

Пособия

1.

Методическое обеспечение технологии Е.Железновой.

2.

Н.В.Нищева, Л.Б. Гавришева «Новые логопедические
распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика» СПб
«Детство – пресс» 2017.

3.

М.Ю. Картушина. Вокально-хоровая работа в детском
саду.М. Издательство СКРИПТОРИЙ, 2018.

4.

О.П. Радынова. Слушаем музыку. Рекомендации к
комплекту дисков «Музыкальная шкатулка».10 дисков
+книга к программе «Музыкальные шедевры». М.,ТЦ
Сфера, 2020.

5.

Е.А.Никитина. Музыкальные игры для детей 5-7 лет с
нотным приложением. М.ТЦ Сфера, 2017.

6.
7.

Е.И. Елиссеева, Ю.Н. Радионова. Ритмика в детском саду.
Методическое пособие. УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» Москва.
«Топ-топ,
каблучок!
Танцы
в
детском
саду.1»
С аудиоприложением. И. Каплунова, И.
Новоскольцева, И. Алексеева 2020 г

8.

Журналы «Колокольчик» по временам года и тематическим
праздникам СПб.

9.

Журналы «Музыкальная палитра» СПб.

3.4. Требования и показатели организации образовательного процесса
Музыкальные занятия проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий:
 в первой младшей группе - 10 минут,
 во второй младшей группе – 15 минут,
 в средней группе – 20 минут,
 в старшей группе – 25 минут,  в подготовительной группе 30 минут, 
Во второй половине дня проводятся музыкальные досуги.
Расписание организованной образовательной деятельности на 2023-2024 учебный год
Группы
Первая

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

младшая

Вторая
младшая
Средняя
Старшая
34

Подготовительная

3.5. Федеральный календарный план воспитательной

работы. План является единым для ДОО.
ДОО вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе
воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования
детей.
Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей Программы, а также
возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы в ДОО.
Сентябрь
1 сентября: День знаний;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных
Ноябрь
4 ноября: День народного единства;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.
Январь
7 января: Рождество
Февраль
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март
8 марта: Международный женский день;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель
12 апреля: День космонавтики;
35

Май
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».