Рабочая программа ДО Танцевальная студия

Содержание программы:
I
1.1.
1.2.
II
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
III
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы дополнительного образования « Студия
танца»
Содержательный раздел
Направленность дополнительной образовательной программы « Студия танца»
Организация и содержание деятельности дополнительной образовательной
программы « Студия танца»
Рабочая программа
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные и методические материалы

2

3
3
3
4
4
4
15
20
22
22
22
23

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования « Студия танца» разработана на
основе авторской программы Усовой О. В. «Театр Танца».
Структура программа представлена 4 тематическими блоками, каждый из
которых состоит из психофизиологического обоснования, учебно-тематического
плана, содержания образования, планируемого результата.
Содержательный блок информационно насыщен и дает возможность показать
наполнение каждого занятия с детьми интересным материалом, методику
разучивания сложных для восприятия детей двигательных и музыкальных умений и
навыков в игровой, доступной для них форме.
Принципы
формирования
дополнительной
образовательной
программы:
- танец как способ «проживания» ребенком ситуации,
- игра как способ познания и отражения жизни,
- сочетание коллективного и индивидуального творчества,
- единство чувственного и рационального (музыка дает «команды»
движению, движение - отображает характер музыки);
- целостность восприятия образа.
Основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и
развития детей дошкольного возраста, данная программа позволит педагогу
двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к
взрослению».
Согласно этим принципам выбрана и форма подачи содержательного
материала – театрализация танца как синтеза искусств.
1.2. Цели и задачи реализации программы дополнительного образования
«Студия танца»
Цель программы дополнительного образования: развитие креативности в
музыкально-танцевальной деятельности детей средствами искусства.
Задачи программы дополнительного образования:
1. Сформировать восприятие музыкальных образов и способности
выражать их в движении.
2. Стимулировать
познавательные
процессы
личности
ребенка
(ощущение, восприятие,
память, мышление, воображение) на основе
обогащения его эмоционально – волевой сферы.
3. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у
ребенка (невербальными средствами коммуникации).
4. Повысить двигательную активность и движенческую культуру ребенка
(развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех
групп мышц, совершенствование координации движений).
5. Обеспечить интерес и любознательность детей, развить их
художественный вкус. Познакомить ребенка с этикетом танца.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данной программы.
3

II. Содержательный раздел
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы « Студия
танца»
По содержанию программа представлена 3 модулями:
Первый уровень: модуль «Искусство танца» рассчитан на два года для детей
3-5 лет. Занятие 1 раз в неделю по 15 минут.
Направленность модуля - расширение лексики движений ребенка, развитие
двигательной памяти.
Второй (заключительный) уровень: модуль «Театр Танца» для детей 6 7 лет.
Направленность модуля - непосредственное создание с детьми танцевальных
миниатюр и спектаклей.
На занятиях сочетаются все разделы: «танцевальная азбука» и «язык
танца», «психогимнастика» и «танцевальный этикет», пестушки, пальчиковые
и музыкальные игры. Таким образом, на каждом занятии сочетается материал из
всех разделов программы.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным
усложнением. Каждый год обеспечивается возвращение к пройденному материалу
на более высоком уровне, на новом музыкальном материале, с учетом возрастных
особенностей детей.
2.2. Организация и содержание деятельности дополнительной образовательной
программы « Студия танца»
Модуль «Искусство танца» для детей 3-5 лет
Пояснительная записка
Модуль «Искусство танца» рассчитан на два года для детей 3-4, 4-5 и 5-6
лет и позволяет педагогу расширить рамки задач с учетом возрастных
особенностей детей:
Движения детей приобретают более очерченный характер, дети лучше
координируют,
способны
соединить
движения
в
определенный
последовательный ряд. Откликаются на разнохарактерные образы в музыке и
движении, хорошо чувствуют смену темпа, настроения, но передача
ритмического рисунка еще вызывает затруднение.
На первом году обучения по данному модулю ставятся следующие задачи:
1. Развитие стремления к согласованному исполнению упражнения и
танцевальных элементов друг с другом и в паре, при коллективном
исполнении.
4

2. Самостоятельно и выразительно исполнять предлагаемый для разучивания
репертуар.
В содержание занятий вводится «партерная» гимнастика для укрепления всех
групп мышц.

5

Содержание занятий по модулю «Искусство танца» для детей 3-5 лет
Раздел «Азбука танца»
1. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, красивой
постановкой головы, ощущением «развернутости» плеч.
Ходьба:
• Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): в спокойном
темпе; равномерном ритме (идем получать золотые медали);
• Шаг со свободной стопой: в разном ритме и темпе;
• Шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении
шага (разбей лед на луже);
• Шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага (не
запачкай туфельки);
• Шаг назад: исключать сталкивание детей.
Движения рук, включаемые в ходьбу: размахивание вперед, размахивание
назад, подъем вверх, подъем в стороны, руки спрятаны за спину, движение с
использованием хлопков.
2. Бег: легкий, равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы
вытянут, следить за подтянутостью спины.
Прыжки: легкие, равномерные, высокие: по 1/4 такта, низкие: по 1/8 такта,
возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их между
собой, чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного
автоматизма).
3. Поскоки: легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй
половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в
первой половине года) сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких
полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились).
Притопы: удары стопы в пол равномерно по три ( тройной притоп); различные
сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд, поочередные
удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8
такта и затем пауза).
4. Упражнение для головы: наклоны головы вперед (вниз), в стороны (к ушкам)
и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается
клювиком), полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а
потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх).
5.Упражнение для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания
вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое).
Круговые движения плечами вперед или назад: руки могут быть
опущены вдоль корпуса, поставлены на пояс, положение «крылышки утят»,
руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями
плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах, «паровозик едет».
6. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Вводится в модуль «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и
навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста напряжение- расслабление.
• Исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка
6

выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются
от простого к сложному.
• упражнения для стоп, колен, корпуса
• сидя на полу
• лежа на полу для рук, ног, корпуса.
7. Упражнения для корпуса: активные наклоны в стороны, наклоны вперед,
перегибы корпуса назад.
Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на
разные длительности: наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на
1/4 такта, затем пауза на 1/4 , один подъем и опускание плеч по 1/8 такта.
Упражнение для кистей, рук, пальцев:
Руки: к ранее проученным добавляются круговые движения, круговые движения
вперед- назад, к себе - от себя, круговые движения от локтя (пальцы могут быть
вытянуты или собраны в кулак).
Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов), работа
над выразительностью подъема рук в стороны или вверх (крылья бабочки), пальцы
рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая их вместе или
растопырив (кошка выпускает коготки), можно использовать пальчиковые игры.
Пружинные движения руками: выразительность и слитность движения В
качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку
энергичного характера м.р. 4/4.
Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький
воробушек- большой орел, бабочки - жуки, цветы- злюки- закорюки).
Тематический блок «Язык танца»
1. Танцевальные движения: Приставной шаг: (шаг - приставить)
(поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее), в сторону (вправо, влево), вперед со
статичным положением рук.
• Топающий шаг: Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два
притопа, пауза 1/4 такта.
• Боковой галоп: Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во
второй половине года).
• Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их
вытягивание - «пружинки: мягко и резко, но равномерно.
Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный
Буратино, мягкие ноги у Мальвины).
•Повороты на двух ногах: кружимся вокруг себя на полупальцах,
равномерное переступание.
• Вынос ноги на каблук: с одновременным полуприседанием, знакомство детей
с понятием «опорная нога», « работающая нога».
• Хлопки: тройные с паузой по 1/8 такта, удары ладонь о ладонь, удары по
коленам, удары по плечам.
• Шлепки по бедрам
2.

Ориентация в пространстве: исполнение основных упражнений и
7

танцевальных движений в различных рисунках:
• Круг: один круг, два круга (концентрических).
• Линии: одна линия, две линии (друг за другом или лицом друг к другу),
«змейка», плетем "корзиночку"
•Движение: по кругу (с равными расстояниями между детьми), в
противоположную сторону, врассыпную, упражнение « петелька», упражнение
«воротца», движение по кругу в парах.
3.Парные движения:
Кружение в парах: «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); отход
друг от друга назад; различные виды хлопков в паре; поочередное исполнение
движений партнера и партнерши; переходы к другому партнеру во время танца
4.Упражнения с предметами.
• Куклы: покачивание, передача друг другу.
• Платочек: ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в
небольшие комбинации, стоя, продвигаясь простым шагом.
• Погремушки: удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по
3 с последующей паузой, поочередные удары погремушкой по правому и
левому плечу, поочередные удары погремушкой по коленям, тройные удары
погремушкой по ладони левой руки.
Тематический блок «Игра- начало театра»
1.
Работа над выразительностью мимики лица (психогимнастика):
Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся.
2.
Слушание музыки:
Музыкальные загадки, сказки: законченные произведения малой формы или
фрагменты - характеристика музыкальных образов
3. Музыкальное сопровождение: под «живой аккомпанемент», двухчастная
форма произведений,выбор выразительных движений, соответствующих темпу,
ритму, характеру музыки.
Этюды - сочиняются на основе приобретенных навыков исполнения
танцевальных элементов в статичном положении или продвижении. Желательно,
чтобы этюды были контрастны по характеру, настроению. Этюды массовые и
парные на 16- 32 такта м.р. 2/4, 3/4.
Тематический блок «Этикет танца»
1. Поклон исполняется у мальчиков и девочек по-разному.
Работа над этикетом танца:
• Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца
поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец
также, поклоном.
• Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее, общается с ней в танце
мимикой, жестами, глазами.
Репертуар
Программные танцы: «Лявониха», «Полька - шутка», «Прощаться здороваться», «Пляска парами», «Топотушки», «Веселые ладошки», «Танец с
8

мячиком», «Пляска с султанчиками», « Куклы- неваляшки», « Кузнечик», «Твист»,
«Секретик».
Индивидуальные танцы: «Поварята», «Петрушки - заводные игрушки»,
«Танец кукол», «Елочки», «Танец сосулек», «Танец чашечек»
3 Модуль: «Искусство танца» для детей 5-6 лет
Пояснительная записка:
Дети 5 - 6 лет занимаются по данному курсу второй год. На этом уровне стоят
следующие задачи:
• формировать и развивать навык общения в паре;
 добиваться целостности в исполнительстве, самостоятельное
использование опыта музыкально-двигательной деятельности в
импровизациях;
 создавать условия для выражения детьми своего отношения к
музыке, движению, партнеру по танцу;
 принципы полового обучения и воспитания определяют характер и
содержание занятий (мускулистость – для мальчиков и феминность – для
девочек). Очень важно подчеркивать во время занятий, что партнер
бережно относится к партнерше, что танец – это взаимодействие
мальчика и девочки, отражение характера взаимоотношений. Музыка и
движение неразделимы: музыка «дает команды» движению, а движение
раскрывает музыку;
 воспитывать культуру движения через мышечное ощущение, а
также через потребность ребенка включаться в движение всем
двигательным аппаратом.
Содержание занятий по модулю «Искусство танца»
для детей 5-6 лет
Тематический блок: «Азбука танца»
1. Ходьба:
• Различные виды шагов: со сменой темпа, сменой характера, сменой
направления движений, в сочетании с другими движениями на м.р. 2/4 , 3/4, 4/4.
Шаги в следующих рисунках танца: по кругу, колонкой, «змейкой»,
«звездочкой», по одному (врассыпную), в паре.
Бег: легкий (на месте, с продвижениями), поднимая колено высоко вперед, с
захлестом голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед.
2. Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями и стопами,
на 1/4 такта, с выбрасыванием ноги вперед, с выбрасыванием ноги в сторону, с
выбрасыванием ноги назад.
Варианты: на двух ногах, на одной ноге, с двух на одну, с одной на две, в
повороте на 90 градусов, с движением головы и рук.
3. Поскоки: вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной ноге.
Характер исполнения: коротко, легко, со слегка присогнутым коленом.
9

4. Галоп: прямой, боковой.
Выделить разницу исполнения. В прямом галопе двигаемся двумя плечами
вперед, а в боковом не разворачиваем плечи вперед - двигаемся одним боком.
Варианты исполнения: соло, в паре, в сочетании с хлопками, наклонами и
поворотами головы, различными положениями рук.
5. Упражнения для рук, кистей, пальцев: являются частью разминки, включаются
в танцевальные элементы, включаются в танцевальные комбинации, этюды и игры.
6. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Вводится в модуль «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и
навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста напряжение- расслабление.
• Исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка
выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются
от простого к сложному.
• упражнения для стоп, колен, корпуса
• сидя на полу
• лежа на полу для рук, ног, корпуса.
6. Упражнения для туловища: включаются как элемент разминки.
Тематический блок: «Язык танца»
1. Танцевальные элементы:
Простой танцевальный шаг с ударом ноги в пол.
Приставной шаг с последующим приседанием
В направлениях: вперед, в сторону, назад.
Переменный шаг: все виды шагов проучиваются в статичном положении
рук - на поясе. "Веревочка» вперед. «Ковырялочка» перед собой, в сторону.
По мере усвоения, к движению ног прибавляется движения корпуса (наклоны,
повороты) головы и рук.
Хлопки: в паре - варианты хлопков по ладоням партнера.
2. Партерная гимнастика: различные движения для рук, корпуса, ног
исполняются не только по одному, но и в паре.
3. Ориентация в пространстве использовать все разнообразие композиционного
рисунка: круги, линии, «звездочки», «плетень», «корзиночку», «воротца», «змейку»,
«улитку».
Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать
способность
разводить
любой
рисунок
самостоятельно,
под
разнохарактерную музыку.
Тематический блок: «Игра - начало театра»
1. Слушание музыки и импровизации:
• прослушивание музыки является основой для создания пластического,
ритмического, танцевального образа.
• самостоятельное решение художественной задачи
• сочетать слушание музыки с настроением детей, выраженного в рисунках
10

(тесное соприкосновение с программой по ИЗО), устным рассказом, стихотворной
формой.
2.Этюды
Законченные композиции: массовые, парные, сольные, парно - массовые,
создание образа, заложенного в музыке, развитие внимания и фантазии, раскрытие
индивидуальных особенности на основе народных танцев и современных ритмов.
Музыкальное сопровождение: наряду с аккомпанементом под фортепиано,
вводиться фонограмма и танцевальные номера под нее.
Тематический блок: «Этикет танца»
К ранее проученным положениям в паре ("лодочка») разучиваются
следующие положения:
• партнер держит партнершу за руку, с опущенной рукой, с высоко поднятой,
вытянутой рукой;
• партнерша стоит справа от партнера, левая рука у нее на правом плече у
партнера, правая рука - за юбочку. Партнер держит партнершу правой рукой за
талию, левая рука у него на поясе.
Репертуар
Программные танцы: «Менуэт», «Семь нот», «Полька-тройка»,
«Полька «До свидания!», «Ковбои», «Осенний сон», «Полька приглашение», «Резвые лошадки», «Веселая минутка», «Полянка», «Упала шляпа»,
«Разноцветная игра».
Индивидуальные танцы: «Мышиный рок-н- ролл», «Миллион алых роз»,
«Танец Снеговиков», «Танец мушкетеров», «Журавушка», «Танец Северного
Сияния», «Полька Серпантинок», «Танец Красных Шапочек», «Мухоморы пареньки», «Вальс бабочек», «Танец сапожников», «Танец Муравьишек», «Танец с
балалайками», «Осенняя рапсодия», «Танец Гномов», «Танец чертиков», «Танец
помидорчиков».
4 Модуль «Театр Танца» для детей 6 - 7 лет
Данный модуль обучения рассчитан на детей подготовительной к школе группе
и является заключительным уровнем программы дополнительного образования
«Хореография».
По данному модулю ставятся следующие задачи:
• самостоятельно исполнять законченные танцевальные композиции;
• демонстрировать способность исполнять танец, движение образно,
выразительно, в соответствии с темпом, характером и стилем музыкального
произведения;
• самостоятельно импровизировать под предлагаемую музыку, принимать
участие в создании хореографических миниатюр и театрализации, а также
заключительного спектакля.
Содержание занятий по модулю «Театр Танца» для детей 6 – 7 лет
11

Тематический блок «Азбука танца»
1.
Ходьба (различные виды): шаги с одновременной работой рук, шаги с
работой корпуса, шаги с работой головы, в различных композиционных рисунках
и перестроениях. Естественность в исполнении, яркая выразительность.
2.
Бег: бег с захлестом голени назад, выбросом ног вперед, легкий бег на
полупальцах, бег с высоко поднятым коленом, бег, исполняющийся с
ускорением, бег с замедлением, бег с остановками.
В сочетании: с ходьбой, с активным введением движений рук и головы, с
прыжковыми движениями.
3.
Галоп.
Исполняется: по кругу, по прямой линии, вокруг себя, по одному, парой, в
продвижении в различных вариантах рисунков танца.
В сочетании: с притопами, хлопками, различными положениями и
движениями рук. Возможны выполнения галопа без смены направления
продвижения (через полуповорот).
4.
Прыжки: в различных ритмических вариациях, в различных темпах, на
месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, с одновременными
движениями рук и головы, в исполнении по одному и в парах, с разной
амплитудой движения у мальчиков и девочек.
5.
Упражнения для рук.
Построены на контрасте малой амплитуды: резкие - мягкие, короткие длинные.
6.
Движения головы.
Активно вводятся практически во все танцевальные элементы, придают
законченность движениям и большую выразительность.
Тематический блок «Язык танца»
1.
Танцевальные элементы: соединяются в небольшие комбинации –
логические цепочки, совершенствуются ранее изученные и разучиваются новые
варианты.
• Повороты: поворот партнерши из положения в паре - руки крест на крест,
партнерши под рукой у партнера, повороты на шагах с продвижением вперед,
повороты на подскоках,
переход партнерши на место партнера, переход
спинами друг к другу.
• Хлопки: с мальчиками разучиваются как элементы хлопушек.
• Предметы для танцев: веера, колокольчики, маски - лорнеты, фонарики,
маленькие мячики, шарфы, ленточки на палочках, зонтики, шляпы.
2.
Основные элементы танцев:
• «Полька »по 6 позиции (три шага - подскок), знакомство с вариантом
польки по третьей выворотной позиции ног.
• Элементы русского танца: «ковырялочка», «веревочка», «гармошка»,
«моталочка», «тройной ход» с последующим ударом стопы в пол, припадание
(по невыворотной 6 позиции и выворотной 3 позиции ног).
• «Полонез» Шаг и простейшая композиция танца.
• «Вальс» вальсовая дорожка: тройной шаг с подъемом на полупальцы,
12

«балансе» по 6 и 3 позициям ног.
3.
Ориентация в пространстве: продвижение в различных рисунках по
одному, продвижение в паре с построениями, перестроения (переходы) из
кругового рисунка в линейный и наоборот.
Добиваться объемности рисунка и его выразительности.
Тематический блок "Игра- начало театра"
1. Этюды
Законченные танцевальные композиции:
• сюжетно- ролевые, с развитием музыкальных образов
• состоящие из танцевальных элементов и основных движений народных и
бальных танцев.
2. Слушание музыки:
• рассказы о знаменитых композиторах, писавших музыкальные произведения
на танцевальные ритмы, (с прослушиванием лучших классических вариантов).
• Импровизация на законченное музыкальное произведение.
• индивидуально
• импровизация в паре
• отдельно мальчики
• отдельно девочки
Итогом работы является создание тематических занятий, праздников,
театрализации, где дети используют не только полученные двигательные навыки,
но и демонстрируют способность исполнить движение, танец образно,
выразительно, в соответствии как с темпом, характером, так и стилем
музыкального и танцевального произведения.
Музыкальное сопровождение: разучивание танца под аккомпанемент,
исполнение в спектаклях и театрализациях под фонограмму.
Тематический блок «Этикет танца»
1. История танцев: «Полонез», «Вальс», «Мазурка», «Полька»
2. Прочное закрепление навыков общения в паре партнера и партнерши, умение
общаться в паре, в ансамбле, индивидуальность исполнения каждого номера.
3. Изучение блока «Этикет на балу»
4. Правила поведения в танцевальном зале.

Репертуар
Программные танцы:
•
•
•
•
•
•

«Полька- хлопушка»
«Страшак»
«Топ-топ»
«Девочки и мальчики»
«Вару- вару»
«Немецкая полька»
13

• «Казачок»
• «Полонез»
• «Вальс- фантазия»
• «Вальс конькобежцев»
• «Маленькая страна»
• «Валенки»
• «Аннушка»
• «Ностальжи»
• «Веселый дождик»
• «Чик и Чики - брик»
• «Новогодний экспресс»
• «Буратино»
• «Чардаш»
• «Пой веселей»
Индивидуальные танцы:
• «Улетай, туча!»
• «Танец с веерами»
• «Испанский танец»
• «Арабский танец»
• «Гусарская баллада»
• «Танец Мистера Икс»
• «Зимушка»
• «Дымковская кадриль»
• «Солнечная фиеста»
• «Танец Жемчужинок»
• «Коробейники»
• «Рыбачки»
• «Танец Крапивы»
• «Танец цыплят»
• «Колыбельная Светланы»
• «Танец Светлячков»
• «Увезу тебя я в тундру»
• «Танец Синих птиц»
• «Танц — коктейль»
• «Нотный степ»
• «Ритмы Самба»
• «Коротышки»
• «Пастух и Пастушка»
• «Вальс звездочек»
• «Метелица»
• «Зимушка»
• «Марш семи богатырей»
• «Танец конфетти»
• «Танец Хулиганчиков»
• «Листопад»
14

2.3. Рабочая программа
Учебно-тематический план
по модулю «Игра-начало театра»
для детей 3 – 4 лет
Тематический
Тема
блок
«Азбука
Постановка корпуса. Ходьба
танца»
Бег. Ходьба и бег в сочетании

«Язык танца»

«Этикет
танца»

Кол-во часов
2
2

Прыжки. Бег и прыжки в сочетании

2

Притопы. Упражнения для кистей, пальцев
и рук
Взмахи
руками.
Упражнения
на
поднимание и опускание плеч
Упражнения для головы.
Упражнения для корпуса

2

Итого
Танцевальные элементы. Хлопки
Упражнения с атрибутами
Ориентация в пространстве
Итого
Поклон для мальчиков и девочек

Итого
«Игра-начало Слушание музыки
театра»
Этюды
Итого
«Репертуар»
"Согревалочка"

1
1
2
12
3
2
2
7
3
3
3
4
7
2

"Заинька"
"Гуляем и пляшем"
"Сидят гуси на пруду"
«Танец с куклами и мишками»
"Танец с платочками"
"Сапожки"
"Ай, да я!"
Итого
15

1
1
1
1
1
2
2
11

Итого по модулю

40
Учебно - тематический план
по модулю «Искусство танца»
для детей 4-5 лет

Тематический
блок
«Азбука танца»

«Язык танца»

Кол-во часов

Тема
Постановка корпуса. Ходьба

1

Бег. Прыжки

1
2

Подскоки. Притопы
Упражнения для головы
Упражнения для плеч
Партерная гимнастика
Упражнения для корпуса
Итого

1
1
2
2
10

Танцевальные движения
Парные движения
Упражнения с предметами
Ориентация в пространстве
Итого

2
2
2
2
8

«Этикет танца» Поклон
Итого

3
3

«Игра-начало
театра»

Работа над мимикой лица
Этюды
Слушание музыки
Итого

2
3
2
7

Репертуар

"Лявониха"
"Полька- шутка
"Пляска парами"
"Топотушки"
"Танец кукол"
"Пляска с султанчиками"

1
1
2
2
2
2

" Куклы-неваляшки"
"Кузнечик"
Итого
Итого по всем тематическим блокам

1
1
12
40
16

Учебно-тематический план
по модулю «Искусство танца» для детей 5-6 лет
Тематический
Тема
Кол-во часов
блок
«Азбука танца» Ходьба. Бег
1
Прыжки
2
Проскоки
1
Галоп
1
Упражнения для кистей, пальцев и рук
2
Партерная гимнастика
2
Упражнения для туловища
2
11
Итого
«Язык танца»
Танцевальные элементы
4
Ориентация в пространстве
4
8
Итого
«Этикет танца»
поклон
3
3
Итого
«Игра-начало
Слушание музыки и импровизация
3
театра»
Этюды
4
7
Итого
Репертуар
Программные танцы
6
Индивидуальные танцы
5
11
Итого
Итого по всем тематическим блокам

40

Раздел
«Азбука танца»

Учебно-тематический план
по модулю «Искусство танца»
для детей 6 – 7 лет
Тема
Ходьба

Бег
Галоп
Прыжки
Упражнения для рук
Движения головы
Итого
«Язык танца»
Танцевальные элементы
Упражнения с атрибутами
Ориентация в пространстве
Итого
«Этикет танца» История танцев
"Игра-начало
театра"

Репертуар

Кол-во часов
2
1
1
2
2
2
10
4
4
2
10
3

Итого
Слушание музыки

3
2

Этюды
Импровизация
Итого
Программные танцы

3
4
9
8

Итого

40

18

2.4. Планируемые результаты
2.5. Модуль «Искусство танца» для детей 3 - 5 лет:
К концу года дети будут знать:
• динамические оттенки в музыке;
• несколько исходных положений для исполнения движений в паре
(положение при исполнении народного и бального танца);
• особенности и применение трех видов поклона (в народном и бальном
характерах, при приветствии педагога);
• правила исполнения движений в паре.
будут уметь:
• откликаться на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках,
шлепках, притопах);
• делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и
темпом музыки;
• красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в
свободных композициях, этюдах и играх;
• свободно владеть атрибутами;
• выполнять элементарные упражнения «партерной» гимнастики;
• согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе;
• самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному
модулю репертуар.
Модуль «Искусство танца» для детей 5-6 лет.
К концу года дети будут знать:
• 8-10 программных танцев, предлагаемых по модулю (на усмотрение
педагога, ориентированного на возможности детей);
• 5-6 индивидуальных танцев;
• варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном
построении;
• большой запас танцевальных движений.
будут уметь:
• в совершенстве владеть знаниями и умениями раздела «Этикет танца»;
• проявлять устойчивые музыкально - ритмические навыки;
• показывать достаточный уровень исполнительской выразительности;
• владеть импровизацией;
• видеть самостоятельно композиционный рисунок;
• критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей.
Модуль «Театр Танца» для детей 6 - 7лет.
Будут знать:
• 9-10 программных танцев для самостоятельного исполнения;
• индивидуальные танцы, используемые в театрализациях и итоговом
спектакле.
• историю возникновения танцев «Полонез», «Вальс», «Полька»;
• Азы
партнерских
отношений.
19

будут уметь:
• создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ
героев спектакля;
• воспринимать музыкально - танцевальный материал по словесному
описанию;
• сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству (как
взрослого, так и ровесника);
• радоваться за успех другого.

III. Организационно-педагогические условия
20

3.1. Учебный план
Учебный план
№

1
2
3
4

Тематический
блок

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

( 15 мин.)

(20 мин.)

(25 мин.)

(30 мин.)

кол-во
часов

кол-во часов

Азбука танца
Язык танца
Этикет танца
Игра-начало театра

5 Репертуар
Итого

12
7
3
7

10
8
3
7

7
36

8
36

кол-во
кол-во часов
часов
11
10
8
10
3
3
7
9
7

5
36

36

3.2. Календарный учебный график

недели

Танцы

месяц

Программа
дополнительного
образования/
направленность

Годовой
цикл

Младшая
группа
(кол-во
занятий/
кол-во
мин.)

09
10
11
12
01
02
03
04
05

3
5
4
4
3
4
4
5
3

3/45
5/75
4/60
4/60
3/45
4/60
4/60
5/75
3/45

Средняя
группа
(кол-во
занятий/
кол-во
мин.)

Старшая
группа
(кол-во
занятий/
кол-во
мин.)

Подготовительная
группа
(кол-во занятий/
кол-во мин.)

3/60
5/100
4/80
4/80
3/60
4/80
4/80
5/100
3/60

3/75
5/125
4/100
4/100
3/75
4/100
4/100
5/125
3/75

3/90
5/150
4/120
4/120
3/90
4/120
4/120
5/150
3/90

Итого

3.3.

Оценочные и методические материалы
21

Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во
время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов,
музыкально-ритмических упражнений, манера и характер исполнения
движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и
определяется уровень способности каждого ребенка.
Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки
хореографических способностей по 3-балльной шкале.
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания,
помощь взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно
считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы
индивидуальные занятия по хореографии.
Мониторинг распределяtся по оценочным таблицам. Результаты
(высокий, средний, низкий) оцениваются по показателям качества освоения
ребенком музыкально-ритмической деятельности:
1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических
движений
3. Наличие
творчества
в
исполнении
выразительности
фиксированных движений игр и плясок.

Оценочный лист модуля «Искусство танца» для детей 3-5 лет
Ф.И.О. ребенка
___________________________________________________________
22

Группа №
_______________________________________________________________
Дата
__________________________________________________________________
__
№
Показатели
п/п
1
откликается на ритмические
рисунки (уметь воспроизвести их
в хлопках, шлепках, притопах)
2
делает поклон на музыкальное
вступление, в соответствии с
характером и темпом музыки
3
красиво и правильно исполняет
танцевальные элементы и
применяет их в свободных
композициях, этюдах и играх
4
свободно владеет атрибутами
5
выполняет элементарные
упражнения «партерной»
гимнастики
6
согласованно исполняет
танцевальные движения в паре и
коллективе
7
самостоятельно исполняет
предлагаемый для изучения
репертуар
Итого

3

Балл
2

1

Примечания

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания,
помощь взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно
считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже
Оценочный лист модуля «Игра – начало театра» для детей 5-6 лет
Ф.И.О. ребенка
___________________________________________________________
23

Группа №
_______________________________________________________________
Дата
__________________________________________________________________
__
№
Показатели
п/п
1
в совершенстве владеть знаниями
и умениями раздела «Этикет
танца»
2
проявлять устойчивые
музыкально - ритмические навыки
3
показывать достаточный уровень
исполнительской
выразительности
4
владеть импровизацией
5
видеть самостоятельно
композиционный рисунок
6
критически оценивать уровень
своих исполнительских
возможностей
Итого

3

Балл
2

1

Примечания

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания,
помощь взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно
считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

Оценочный лист модуля «Театр Танца» для детей 6-7 лет
Ф.И.О. ребенка
___________________________________________________________
Группа №
_______________________________________________________________
Дата
24

__________________________________________________________________
__
№
Показатели
п/п
1
создает посредством мимики,
пластики, жеста характер и образ
героев спектакля
2
воспринимает музыкально танцевальный материал по
словесному описанию
3
сопереживает и ценит партнера
по совместному творчеству (как
взрослого, так и ровесника)
4
радуется за успех другого
Итого

3

Балл
2

1

Примечания

3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые
предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания,
помощь взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно
считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.

1.
2.
3.
4.
5.

Информационно-методическое обеспечение
Бекина С. Музыка и движение (для детей 3-4 лет) [Ноты]. –
Просвещение, 1984.
Бекина С. Музыка и движение (для детей 5-6 лет) [Ноты]. –
Просвещение, 1984.
Бекина С. Музыка и движение (для детей 6-7 лет) [Ноты]. –
Просвещение, 1984.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь [Ноты] - М.: Музыка, 1985.
Железнов С.С. Музыка с мамой. – М.: ООО «Издательство Гном и
25

М.:
М.:
М.:
Д»,

2000.
6. Зорецкая Н., Роот З. Танцы в саду [Ноты]. – М.: «Айрис-Пресс», 2003.
7. Зорецкая Н., Роот З. Танцы в саду [Ноты]. – М.: «Айрис-Пресс», 2007.
8. Зорецкая Н.. Танцы для детей младшего возраста [Ноты]. – М.:
«Айрис-Пресс», 2008.
9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: конспекты занятий + аудио
приложение. Темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
10.Ржевская Е.П., Руднева С.Д. Музыкально-двигательные упражнения в
детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
11.Сауко Т., Топ-хлоп малыши!: программа по музыкально-ритмическому
воспитанию. – Спб.: ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»,
2001.
12.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Выпуск 1, 2, 3, 4, 5. –
Спб.: Музыкальная палитра, 2006.
13.Суворова Т.И. Танцуй, малыш! От 2 до 4 лет: учебное пособие +
[электронный ресурс]. – Спб, 2007.
14.Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» часть 1 и 2. –
Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999.
15.Усова О.В. Программа «Развитие личности ребенка. Хореография.
«Театр Танца»
16.Усова О.В. Театр танца. 19 CD- дисков по темам.
17.Ферилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-денс». Учебно-методическое
издание. – Издательство «Детство-пресс», 2008.
Материально-техническое обеспечение
• Оборудованный зал (зеркала).
• Форма для занятий: Девочки: белые футболки, белые юбки,
носочки, удобная для занятий мягкая танцевальная обувь, волосы
хорошо подобраны. Мальчики: белые футболки, черные шорты,
мягкая обувь - чешки.
• коврики для занятий партерной гимнастикой по количеству детей
в группе.
• платочки 25 *25 см по количеству детей в группе.
• ленточки 50 см. на кольцах, желательно разных цветов (по 2 на
человека)
• погремушки (по 2 на человека)
• султанчики (по 2 на человека)
• флажки разноцветные (по 2 на человека)
• корзинки с цветами, веночки, искусственные цветы по 10 шт.
• атрибуты для сюжетно - ролевых танцев.
• аудиоаппаратура.
• фортепиано.
• иллюстративный материал по темам:
«Цирк Шапито».
«По сказочной дорожке»
26

«Городок мастеров»
«Психогимнастика»
«Магазин игрушек»
«В гости к бабушке Ульяне»
«Веселые путешественники»
«На прогулку в зимний лес»
аудио кассеты с записями программных танцев.
декорации и костюмы к театрализациям.
• Проектор
• Ноутбук
• Мультимедийные программы.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».