1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности 3-4 «Сувенир------------------------------------------------------------------------1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Сувенир»----------------------------------------------------------------------- 4-5 1.1.3.Значимые для разработки программы характеристики------- 5-7 2 Содержательный раздел 2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Сувенир»------------------------------------------------------- 7-8 2.2. Организация и содержание деятельности дополнительной образовательной программы «Сувенир»---------------------------------- 8-9 2.3. Рабочие программы (учет возрастных особенностей, задачи модулей, основные средства реализации, содержание модулей, учебно-тематические планы, планируемые результаты): 2.3.1. Рабочая программа по модулю «Декоративное рисование»2.3.2.Рабочая программа по модулю «Поделки из природного материала»---------------------------------------------------------------------2.3.3. Рабочая программа по модулю «Оригами»------------------2.3.4. Рабочая программа по модулю «Декоративная аппликация» 2.3.5. Рабочая программа по модулю «Народное искусство»---3 раздел. Организационно-педагогические условия 3.1.Кадровые условия-------------------------------------------------------3.2.Материально-техническое обеспечение-----------------------------3.3.Организационные условия: Учебный план-------------------------------------------------------------Календарный учебный график---------------------------------------Расписание --------------------------------------------------------------- 10-13 14-18 19-21 22-27 28-36 37-38 38-42 43 44 45 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка В муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский сад № 533 (далее - МБДОУ) реализуется дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (3-7 лет) художественной направленности «Сувенир» (далее - дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир»). Срок ее реализации 4 года. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми документами, локальным актами МБДОУ, регулирующими деятельность учреждения дошкольного образования 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249"Комментарии к ФГОС дошкольного образования". 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Устав МБДОУ детский сад № 533. 3 Структура программы представлена тематическими модулями, каждый из которых состоит из психофизиологического обоснования, учебно-тематического плана, содержания образования, планируемого результата. Содержательный раздел содержит информацию о насыщенности занятий интересным материалом, описание форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей. Программа дополнительного образования по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству «Сувенир» рассчитана на 4 года обучения детей дошкольного возраста: 3-4 лет (младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная группа). 1.1.1. Цели и задачи. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства. Задачи программы: 1. Способствовать формированию интереса к культурному наследию России, природному богатству родного края. 2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость. 3. Развивать воображение, творческую активность. 4. Обучать приемам работы с различными материалами (бумага, природный, пластичный материал, ткань, нитки, игла). 5. Привлекать детей к участию в декоративно-оформительской деятельности. 6. Развивать мелкую моторику, ручную умелость. 7. Способствовать обогащению игровой деятельности. 8. Способствовать становлению личностных качеств, трудовых умений. Поскольку программа «Сувенир» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материальнотехническая база. 1.1.2. Принципы формирования дополнительной образовательной программы: личностно-ориентированный; принцип развивающего и воспитывающего характера образования, направлен на всестороннее развитие творческой личности и индивидуальности ребенка; принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание благоприятных условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и своевременной коррекции проблем в его развитии; 4 принцип занимательности предполагает вовлечение детей в целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнять предъявленные задания и стремление к достижению конечного результата; принцип доступности определяет учет особенностей развития ребенка, анализ содержания образования с точки зрения его реальных возможностей и оптимальных форм организации образовательного процесса без интеллектуальных, моральных и физических перегрузок; принцип сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставления ему свободы развития позволяет создать в ходе взаиморазвивающей деятельности педагога и ребенка атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённой; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 1.1.3. Значимые для разработки программы характеристики. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - значимый период в жизни человека т.к. от рождения до школы он проходит активный, уникальный путь развития. Это период интенсивного физического роста и общего укрепления организма, развития головного мозга, всех основных функций организма, формирования речевой культуры общения, нравственных качеств, трудовых навыков. Развитие ребенка представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Дошкольники: комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); выше уровень интеллекта (высокий уровень составляет 130 IQ, а не 100; раньше такой IQ встречался у одного ребенка из десяти тысяч); дети 2-3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4-5 лет. Дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, если не получает необходимой «порции» информационной энергии, начинают проявлять недовольство или агрессию; информационный перегруз многих из них явно не беспокоит; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Современные дошкольники не испытывают стресса при контакте с техникой (Интернетом, компьютером, мобильным телефоном и пр.) и воспринимают их как реальный источник информации. Рефлекс свободы: у современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». 5 Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врожденное стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Таким образом, при разработке общеобразовательной программы детского сада учитывается, что с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного социального опыта и индивидуальную траектории развития современный ребенок обладает: достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций; памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте; мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями; речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и направленности; исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий; сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений; внутренней позицией, которая, в основном будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться событиям и явлениям, что соответствует тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек для развития и саморазвития, для реализации в сотрудничестве и самореализации в самостоятельно выбранных видах деятельности. Эти потенциальные способности составляют основу (базу) для реализации ребенком своих компетенций (прав), приобретения и проявления основ ключевых компетентностей: коммуникативной, познавательной, здоровьесберегающей, информационной и, что для нас очень важно, творческой. 2. Содержательный раздел. 2.1. Направленность дополнительной образовательной программы «Сувенир» 6 По содержанию программа представлена 5 модулями: Модули 1.Декоративное рисование 2.Поделки из природного материала 3.Оригами 4.Декоративная аппликация 5.Народное искусство Количество занятий младшая средняя старшая группа, группа группа 15 минут 20 минут 25 минут подготовительная группа 30 минут 12 - - - - 12 12 - - 8 8 - 8 6 4 4 16 10 12 32 Направленности модулей: 1. «Декоративное рисование» - развитие чувства прекрасного через знакомство с народной игрушкой, чувства ритма при украшении силуэтов игрушек. 2. «Поделки из природного материала» - учить всматриваться в окружающий мир и любоваться им, непосредственное создание композиций из природного материала, игрушек, предметов. Творить чудеса своими руками. 3. «Оригами» - овладение искусством складывания бумаги, развитие внимания и формирование памяти, изготовление настольных театров для игры. 4. «Декоративная аппликация» - составление узоров в определенной последовательности, изготовление подарков к праздникам, для украшения помещений детского сада. 5.«Народное искусство» - формирование интереса к культурному наследию народов России, знакомство с народным промыслом, непосредственное изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением. Каждый год обеспечивается возвращением к пройденному материалу на более высоком уровне, с использованием более сложных материалов, с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и запросов. 2.2. Организация и содержание деятельности по дополнительной образовательной программе «Сувенир» Дополнительная образовательная программа строится на основе авторской программы по декоративно-прикладному искусству. 7 Составитель программы педагог дополнительного образования художественной направленности Стукова Ирина Валерьевна, высшее профессиональное образование, первая КК, стаж педагогической работы 13 лет. Совместная деятельность проводится один раз в неделю, оптимальное количество детей в группе 8-10 человек. Психолого-педагогическое сопровождение творческого развития детей в контексте данной программы предполагает 36 занятий совместной деятельности детей в младшей средней, старшей и подготовительной группе, продолжительностью 15 минут 2 младшая группа, 20 минут средняя группа, 25 минут старшая группа, 30 минут подготовительная группа. Система работы состоит из 5 модулей. При работе по этим модулям происходит постепенное творческое развитие ребенка. Основные условия успешного развития творческих способностей: 1. Комфортная психологическая обстановка. 2. Фоновое музыкальное сопровождение (в основном классическая музыка) 3. Усвоение различных техник и средств. Многообразие технологий обогащает личный опыт ребенка, усиливают раскрытие творческого потенциала. 4. Предоставление ребенку свободы в творческой деятельности. Предполагается самостоятельный выбор ребенком материала для выполнения работы, сюжета, техники в творческой деятельности. 5. Принятие индивидуальных особенностей ребенка. Позитивное оценивание результатов творческой деятельности, позитивные установки повышают самооценку ребенка и формируют адекватную «Я-концепцию». 6. Доброжелательная помощь взрослых. Занятия предполагают постепенный переход роли педагога от активного взаимодействия с детьми (руководящей – обучающей роли) к менее активному взаимодействию (направляющей роли). Такая система позволяет формировать у дошкольников на основе самостоятельного выводимого опыта самоконтроль, самостоятельность работ, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, а также почувствовать себя творцом. 7. Помощь со стороны родителей предполагает заинтересованное взаимодействие, выстраивание стратегии воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, их участие в формировании творческих способностей. Мотивацию творческой деятельности через некритичное оценивание результатов. Ежеквартально проводятся во всех группах совместные с родителями занятия. 8 2.3. Рабочие программы 2.3.1.Рабочая программа по модулю «Декоративное рисование» Учет возрастных особенностей 9 Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений, различных знаний, быстро устает, лучше запоминает то, что эмоционально окрашено и интересно. У ребенка формируется потребность более основательно и активно знакомиться с окружающим миром. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. К 4 годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, знать названия основных цветов, наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению. У ребенка вызывает эмоциональный отклик те произведения, которые передают чувства и отношения близкие и понятные в этом возрасте. Опыт знакомства с народной игрушкой имеет общий характер, но интересен огромен. Задачи модуля «Декоративное рисование» знакомить детей с народным творчеством через народные игрушки; познакомить с техникой печатанья; учить пользоваться ляпушками, печатками для украшения; развивать умение составлять узор, поддерживаясь элементарных принципов(по форме, ритмично). Основные средства развития. В связи с преобладанием наглядно-действенного мышления основное место отводится обследованию предметов, объектов изображения с помощью зрительного и осязательного анализаторов (рассматривание, действия рукой), а так же используется большое количество наглядности (предметы искусства, игрушки, иллюстрации и т.д.). Важным моментов в обучении является показ способов работы с комментирующим объяснением, многократные повторение детьми. Именно так можно сформировать технические навыки, необходимые для осуществления изобразительной деятельности. Все действия при показе четкие и понятные. Индивидуальный подход в младшем возрасте играет особую роль (индивидуальный показ, указание на недостатки, напоминание правил работы). На занятиях используется стремление детей к игре. Игровые приемы побуждают детей осваивать новые действия, принимать новые цели (общение с игровым персонажем, обыгрывание изделия, оценка от имени игрового персонажа). Содержание модуля «Декоративное рисование» для детей 3-4 лет. 10 Дети знакомятся с народным творчеством через знакомые им игрушки, которые им доступны. Искренне радуются, увидев своеобразную «филимоновскую» игрушку, красавиц матрёшек. Этими изделиями они не только любуются, но и им предлагается самим быть мастерами ремесленниками, изображать предметы округлой, овальной и прямоугольной формы. Учить украшать различные силуэты, воспитывать интерес к лепке. Осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором: потешки, песенки, сказки, загадки. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку даже с нарушением зрения. Акцент в этом разделе уделяется свойствам красок (гуашь, акварель). Виды деятельности: 1. Подсолнухи: печатание пальцем, обыгрывание работ. Цель: знакомство с краской и техникой печатанья (пальцем) Материал: силуэт подсолнуха по количеству детей, краска, индивидуальные персонажи-птички. Печатание пальцем, обыгрывание работ. 2. Красивое платье в горошек: печатание лапушкой, обыгрывание работ Цель: знакомство с ляпушкой.. Дидактическая игр: «Красивое платье» для матрешки и куклы в горошек. Печатанье ляпушкой, обыгрывание работ 3. Бусы: рассматривание бус, дидактическая игра «Собери бусы», печатание лапушкой, «тычками». Печатанье ляпушкой. 4. Праздничная кружка: рассматривание посуды, украшение посуды. Печатанье ляпушкой, использование трех цветов, знакомство с печаткой «цветок». Материал: макет праздничного стола для кукол с разной посудой, игрушки, наборы для печатанья. Вид деятельности: рассматривание посуды, упражнение в печатанье новой печаткой «Цветок», украшение кружки, обыгрывание. 5. Красивая тарелка: рассматривание посуды, выделение принципов построения узора в круге, украшение тарелки. Печатанье ляпушкой, печаткой «цветок» по кругу, использование трех цветов. 6. Зеркальце (совместно с родителями): отгадывание загадок, рассматривание узора, печатание «ляпушкой». Печатанье ляпушкой. Украшение силуэта зеркала в прямоугольной рамке стразами двух цветов, фломастерами 11 7. Платочек для куклы: Печатанье «цветок» по всему периметру, использование несколько цветов. Ваза с цветами: рассказ о Дне матери о традициях, подарках, рассматривание ваз, украшение. Печатанье ляпушкой, печаткой «цветок», тычком в силуэте, использование нескольких цветов. 8. Игрушка неваляшка: рассматривание игрушек, выделение особенностей внешнего вида, украшение, обыгрывание. Печатанье ляпушкой, печаткой «цветок» тычком в сложном силуэте, использование нескольких цветов. 9. Рассматривание игрушек, выделение особенностей внешнего вида, украшение. Обыгрывание. 10. Часы: (совместное с родителями занятие)беседа с родителями о нетрадиционных техниках рисования, показ приёмов работы с печатками, украшение силуэтов. Привлечение родителей к совместной художественной деятельности. Выставка детских работ по данной теме. Материал для детского творчества: игрушки, силуэты. наборы печаток, игрушки для обыгрывания, ляпушки, бумага, краски, макеты. Учебно-тематический план по модулю «Декоративное рисование» для детей 3-4 года Количество Модуль Тема часов I. Подсолнухи 1 Декоративное Красивое платье в горошек 1 рисование Бусы 1 Праздничная кружка 1 Красивая тарелка 2 Зеркальце(совместно с 1 родителями) Платочек для куклы 1 Ваза с цветами 2 Игрушка неваляшка 1 Часы 1 Всего по модулю: 12 Планируемые результаты. Модуль «Декоративное рисование» для детей 3-4 лет. 12 К концу года дети узнают: -нетрадиционные техники рисования; -новые приемы рисования; -свойства красок; -правила составления узора. будут уметь: -пользоваться « ляпушками» для создания декоративного узора; - пользоваться печатками для украшения; -составлять узор, придерживаясь элементарных принципов (по форме, ритмично); - использовать при украшении несколько цветов. 2.3.2. Рабочая программа по модулю « Поделки из природного материала» Модуль « Поделки из природного материала» рассчитан на два года для детей 4-5 лет и детей 5-6 лет и позволяет педагогу расширить рамки задач с учетом возрастных особенностей детей. Дети стали старше. Они с интересом наблюдают природные явления. 13 Ребенок—ученик и часть природы и, наблюдая за ее проявлениями, учится творчеству. Каждая веточка, каждый листок таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материалов, которые она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Мир природы-нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. В программу включены композиции из различных природных материалов: цветочная поляна, насекомые, птицы, гриб, поросёнок, ёжик, совёнок, рыбка, в лесу. Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность. Природа знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!», ведь если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле. Поделки из природного материала – не просто забава и приятное развлечение на прогулке в лесу или парке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимо то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка. Самодельные игрушки – не только осязаемый результат увлекательных занятий с природным материалом, но и развитие нестандартного мышления и воображения, а как известно, творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика). Задачи модуля « Поделки из природного материала»: - развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы; -заинтерисовать детей работой с природным материалом; - учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве; Содержание модуля « Поделки из природного материала» Для детей 4-5 лет. 1. «Цветочная поляна»: Познакомить с особенностями внешнего вида семян, плодов, приемов изготовления цветка; художественное слово, загадки, рассматривание действия с природным материалом, обыгрывание. 14 2. «Насекомые»: художественное слово, загадки, рассматривание действия с природным материалом, малоподвижная игра «Раз, два, три к дереву иди», действия с материалом. 3. «Птицы»: художественное слово, загадки, рассматривание действия с природным материалом. 4. «Гриб»: художественное слово, загадки, рассматривание действия с природным материалом, малоподвижная игра «Какие детки на этой ветке?», обыгрывание. 5. «Поросёнок»: художественное слово, загадки, рассматривание действия с природным материалом, малоподвижная игра «Какие детки на этой ветке?», обыгрывание. 6. «Ёжик»: художественное слово, загадки, рассматривание действия с природным материалом, малоподвижная игра «Какие детки на этой ветке?», обыгрывание. 7. «Совёнок»: художественное слово, загадки, рассматривание действия с природным материалом, малоподвижная игра «Чудесный мешочек», иллюстрации с совой. 8. «Рыбка» загадки, стихи. Рассматривание фона «море», изготовленного заранее. 9. «Природные дары для поделок и игр»: загадки, стих, дидактические и малоподвижные игры, работа по замыслу. 10.В лесу (совместно с родителями): загадки, стих, дидактические и малоподвижные игры, работа по замыслу совместно с родителями. Для детей 5-6 лет Природные дары для поделок и игр: 1. «Декоративное панно из семян». Заинтерисовать детей работой с природным материалом. Составление узора из семян: художественное слово, загадки, рассматривание, самостоятельная деятельность детей. 2. «Волшебные картинки»: работа с ватой (скручивание, скатывание, распределение по поверхности) 3. «Чудесное превращение жёлудя»: 15 отгадывание загадок, конструирование из природного материала с использованием пластилина. 4. «Чудесное превращение сосновой шишки»: показ детям выразительных возможностей сосновой шишки, создание образа по замыслу; отгадывание загадок, конструирование из природного материала с использованием пластилина. 5. «Разные шишки»: рассматривание, сравнение, конструирование. 6. «Красивые цветы»: рассматривание семян, отгадывание загадок, конструирование из природного материала. 7. «Грибы на осенней полянке»: создание выразительного образа гриба с помощью природного материала; рассматривание иллюстрации грибов, листьев, изготовление поделки. 8. «Природные дары для поделок и игр»: обобщение темы раздела, рассматривание поделок с прошлых занятий; загадки, дидактические игры, беседа, самостоятельная деятельность детей. 9. «В лесу»: совместное занятие для детей и родителей, создание различных образов на заданную тему; загадки, дидактические игры, беседа, самостоятельная деятельность детей и их родителей. Учебно-тематический план по модулю « Поделки из природного материала» для детей 4-5лет Количество Модуль Тема часов Поделки из природного материала «Цветочная поляна» 2 «Насекомые» «Птицы» «Гриб» «Поросёнок» «Ёжик « «Совёнок» «Рыбка» 1 1 1 1 1 1 1 16 «Природные дары для поделок и игр» «В лесу (совместно с родителями)» Итого по модулю: 2 1 12 Учебно-тематический план по модулю «Поделки из природного материала» для детей 5-6 лет Модуль Тема Декоративное панно из семян. Поделки Составление узора из семян. из природного материала «Волшебные картинки» «Чудесное превращение жёлудя» «Чудесное превращение сосновой шишки» Количество часов 2 1 1 1 «Разные шишки» 1 «Красивые цветы» «Грибы на осенней полянке» Природные дары для поделок 1 1 2 «В лесу.» «Дом в деревне» Итого по модулю: 1 1 12 и игр. Планируемые результаты. Модуль «Поделки из природного материала» для детей 4-5лет К концу года дети будут знать: - разные виды природного материала; -особенности вида семян, листьев, шишек; -приемы работы с природным материалом; -приемы изготовления поделок. Будут уметь: - использовать особенности природного материала для изготовления поделок; - проявлять интерес к изготовлению поделок из природного материала; 17 - мастерить игрушки из природного материала; Модуль «Поделки из природного материала» для детей 5-6лет К концу года дети будут знать: - выразительные возможности разного вида природного материала; - технику изготовления игрушек из природного материала; -правила поведения при работе с природным материалом. Будут уметь: - использовать выразительность различных видов природного материала; -называть ассоциативный ряд в зависимости от особенностей внешнего вида природного материала ( на что похоже); -создавать индивидуальный выразительный образ по замыслу. 2.3.3. Рабочая программа по модулю « Оригами» Модуль «Оригами» рассчитан на занятия с детьми 4-5 лет и 5-6 лет. Задачи решаются с учетом возрастных особенность детей, их интересов и потребностей. В этом возрасте очень важно для ребенка приобрести уверенность в себе. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус. Складывая фигурки оригами, ребенок мысленно вкладывает в нее все свои добрые намерения и пожелания. 18 Задачи Модуля «Оригами»: - развитие таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление. -знакомство с техникой складывания базовых форм «квадрат», «двойной треугольник» - обучение работе по схеме - создание индивидуального образа на базовой форме - изготовление коллективного панно «Поздравительная открытка» Содержание Модуля «Оригами» для детей 4-5 лет: 1. Волшебное превращение квадрата «Лес». Деревья: рассказывание сказки, показ, складывание деревьев, работа с бумагой. 2. Зайчик: загадки, рассматривание, показ, складывание, обыгрывание. 3. Волк: загадки, рассматривание, показ, складывание, обыгрывание. 4. Лисичка: загадки, рассматривание, показ, складывание, обыгрывание. 5. Медведь: загадки, рассматривание, показ, складывание, обыгрывание. 6. «Игрушка – лягушка»: загадки, рассматривание, показ, складывание, обыгрывание. Для детей 5-6 лет: 1. «Дедушка.»: рассматривание игрушек, продолжить знакомство с базовыми формами «квадрат» , «воздушный змей», «дверь». Создание индивидуального выразительного образа. Обучение складыванию по схеме. Использование для игр и украшения. 2. «Лошадка»: рассматривание игрушек, продолжить знакомство с базовыми формами «квадрат» , «воздушный змей», «дверь». Создание индивидуального выразительного образа. Обучение складыванию по схеме. Использование для игр и украшения. 3. «Котёнок»: рассматривание игрушек, продолжить знакомство с базовыми формами «квадрат» , «воздушный змей», «дверь». Создание индивидуального выразительного образа. Обучение складыванию по схеме. Использование для игр и театра. 4. «Гусь»: рассматривание игрушек, продолжить знакомство с базовыми формами «квадрат» , «воздушный змей», «дверь». Создание 19 индивидуального выразительного образа. Обучение складыванию по схеме. Использование для игр и театра. 5. «Подснежник»: изготовление открытки для мамы; рассматривание игрушек, продолжить знакомство с базовыми формами «квадрат» , «воздушный змей», «дверь». Создание индивидуального выразительного образа. Обучение складыванию по схеме. Учебно-тематический план по модулю «Оригами» для детей 4-5лет Модуль «Оригами» Тема Количество часов Волшебное превращение квадрата «Лес» Зайчик «Лисичка» «Птичка Поздравительная открытка к 23 февраля «Кораблик» Открытка к 8 Марта «Тюльпан» Всего по модулю: 1 1 1 1 2 2 8 Учебно-тематический план по модулю «Оригами» для детей 5-6лет 20 Тема Количество часов «Дом в деревне» 1 «Дедушка» « Лошадка» «Котенок » «Гусь» «Подснежник» «Дары моря» Итого по модулю: 1 1 1 1 1 2 8 Модуль «Оригами» Планируемые результаты: Модуль «Оригами» для детей 4-5 лет К концу года дети будут знать: -общее представление об оригами; -прием базовой формы складывания «треугольник»; - правила поведения при создании коллективной работы. Будут уметь: - складывать из листа игрушку оригами; - придавать выразительность игрушке; - создавать коллективные работы из созданных игрушек оригами. Модуль «Оригами» для детей 5-6 лет К концу года дети будут знать: -технику складывания; -приемы работы по схеме; -базовые формы «квадрат», «воздушный змей», «дверь». Будут уметь: -складывать бумагу, используя базовые формы «квадрат», «воздушный змей», «дверь»; -складывать бумагу по схеме; -изготавливать игрушки «Оригами», создавая индивидуальный выразительный образ. 2.3.4. Рабочая программа по модулю « Декоративная аппликация» 21 Данный модуль обучения рассчитан на детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора. Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами). В используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное). Дети могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет детям сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний. Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек. Дети радуются, даря своим мамам скромные подарки (закладки для книг, подушечки для иголок, открытки и т. д.), видя, что на праздничных утренниках стены зала украшены приготовленными ими флажками или другими элементами, а на девочках в национальных костюмах надеты бусы, которые они сами сделали из глины. Но, разумеется, дети не только участвуют в украшении окружающего — они приобщаются к активной творческой деятельности. Следовательно, утилитарность здесь определяется воспитательными задачами. Художественная образность в декоративно-прикладном творчестве детей своеобразна и выступает в виде условных символов, эмблем, графических изображений. Так, пушистые комочки ваты, висящие на серебряных нитях, символизируют зимнюю природу, на фоне которой инсценируются сказки в 22 день новогодней елки. Условные символы, эмблемы, атрибуты заимствованы из богатейшего арсенала народного творчества и всегда выражают определенные чувства, мысли. Участвуя в изготовлении этих элементов, дети комбинируют, придумывают различные их композиции, сочетания фигур и цветов. Продукция декоративно-прикладного творчества предназначается для украшения помещения и поэтому всегда сопоставляется с интерьером. Дети должны не только изготовить какой-либо предмет, но и разместить его так, чтобы он гармонировал с окружающим, т. е. они должны освоить художественно-декоративные приемы. По данному модулю ставятся следующие задачи: -познакомить с новыми видами аппликации; -составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы; -овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания; -формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания; -формировать чувство формы, пропорций, композиции; Содержание модуля «Декоративная аппликация» Для детей 3-4 лет 1. «Мастерская Деда Мороза» - новогодние игрушки - новогодние украшения: показ елочных игрушек, новогодних игрушек 2. «Поздравительная открытка» - к Новому году - к 23 февраля - 8 Марта Показ. Наклеивание. Придумывание пожеланий. Для детей 4-5 лет: 1. «Мастерская Деда Мороза» - новогодние игрушки - новогодние украшения: показ новогодних игрушек 2. «Поздравительная открытка» елочных игрушек, украшение украшение 23 - к Новому году - к 23 февраля Для детей 5-6 лет: 1. «Мастерская Деда Мороза» - новогодние игрушки - новогодние украшения: показ новогодних игрушек 2. «Поздравительная открытка» - к Новому году елочных игрушек, украшение Для детей 6-7 лет: 1. «Мастерская Деда Мороза» - новогодние игрушки - новогодние украшения: показ елочных игрушек, украшение новогодних игрушек 2. «Поздравительная открытка» - к Новому году (коллективная работа) показ, наклеивание, придумывание пожелания; стимулировать творческую активность в процессе декоративно-прикладной деятельности Учебно-тематический план по модулю « Декоративная аппликация» для детей 3-4лет Модуль «Декоративная аппликация» Тема « Мастерская Деда Мороза»: новогодние игрушки и украшения «Поздравительная открытка к Новому году» « Поздравительная открытка к 23 февраля» « Поздравительная открытка к 8 Марта» Итого по модулю: Количество часов 3 2 1 2 8 Учебно-тематический план по модулю « Декоративная аппликация» для детей 4-5 лет 24 Модуль Тема «Декоративная « Мастерская Деда аппликация» Мороза»: новогодние игрушки и украшения «Поздравительная открытка к Новому году» «Поздравительная открытка к 8 Марта» Итого по модулю: Количество часов 2 2 2 6 Учебно-тематический план по модулю « Декоративная аппликация» для детей 5-6 лет Модуль Тема «Декоративная « Мастерская Деда аппликация» Мороза»: новогодние игрушки и украшения Создание коллективного панно «Поздравительная открытка» Итого по модулю: Количество часов 2 2 4 Учебно-тематический план по модулю « Декоративная аппликация» для детей 6-7 лет Количество Модуль Тема часов «Декоративная «Мастерская Деда аппликация» 2 Мороза»: новогодние игрушки и украшения 25 Создание коллективного панно « Поздравительная открытка к Новому году» Итого по модулю: Планируемые результаты. 2 4 Модуль « Декоративная аппликация» для детей 3-4 лет К концу года дети будут знать: -новый вид аппликации; -основные приемы расположения форм для составления декоративного узора. Будут уметь: -составлять декоративный узор из различных форм; -располагать узор в определенном ритме на листе бумаги; -выбирать любую форму для составления декоративного узора; -проявлять интерес к изготовлению подарка. Модуль « Декоративная аппликация» для детей 4-5 лет К концу года дети будут знать: - что такое декоративная аппликация, ее отличие от обычной; -основные приемы расположения форм для составления декоративного узора; -приемы работы с ножницами Будут уметь: -составлять декоративный узор из различных форм; -располагать узор в определенном ритме на листе бумаги; -выбирать любую форму для составления декоративного узора; -проявлять интерес к изготовлению подарков. Модуль « Декоративная аппликация» для детей 5-6 лет К концу года дети будут знать: - как безопасно работать с ножницами; -основные приемы расположения форм для составления декоративного узора; -приемы аккуратного наклеивания на лист бумаги или ткани узора. К концу года дети будут уметь: - составлять декоративный узор из различных форм; -располагать узор в определенном ритме на листе бумаги; -выбирать любую форму для составления декоративного узора; - вырезать ножницами сложные фигуры для декоративной аппликации; -проявлять интерес к изготовлению подарков, украшений для интерьера. 26 Модуль « Декоративная аппликация» для детей 6-7 лет К концу года дети будут знать: - что такое орнамент; -технику работы с ножницами. Будут уметь: - создавать сложные узоры декоративной аппликации; -наносить аппликацию в форме орнамента (растительного, геометрического); -самостоятельно вырезать без шаблона и по шаблонам; -аккуратно наклеивать; -аргументировать расположение узора, свой выбор; -изготавливать подарки с помощью декоративной аппликации. 2.3.5. Рабочая программа по модулю « Народное искусство» Данный модуль обучения рассчитан на детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. В первый год обучения дети знакомятся с народным искусством через знакомые им игрушки, которые им доступны. Искренне радуются, увидев своеобразную «филимоновскую» игрушку, красавиц матрёшек. Этими изделиями они не только любуются, но и им предлагается самим быть мастерами ремесленниками, изображать предметы округлой, овальной и 27 прямоугольной формы. Учить украшать различные силуэты, воспитывать интерес к лепке. Осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором: потешки, песенки, сказки, загадки. В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачество, шитья, вышивания). Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, приложения, стремление к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом “вперед иголку”). Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видит результат, сопоставить его с образцом, оценить качество поделки. Перед воспитателем, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия проявляя фантазию, творчество и в то же время предупредить возможность не удачи, чтобы не снизить интерес к труду использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению. Возможность изготовит предмет, имеющую практическую значимость, своими руками привлекать детей. Эта способность рунного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, настойчивости в процессе деятельности. Но выбирая методы организации труда и его содержания необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т.д.) Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если «Крупеничка» доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно «Крупеничка» принесет в дом достаток и благополучие. Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в 28 пищу. По внешнему виду «Крупенички» можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью. Помимо «Крупенички» на Руси было много обережных традиционных кукол, в основном это были тряпичные куклы: и Вепсская кукла, и КуклаПеленашка, и Желанница, и Женская суть. Все эти куклы не были игровыми, в них была сила веры, земли, теплых рук, которые изготовили эту куклу. Тряпичные куклы, в старину, играли огромную роль: они были участницами многих праздников и обрядов; были оберегами; являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода; ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа. тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии. Вышивка – это один из самых распространённых видов рукоделия. Это великолепный способ самовыражения с помощью цвета и текстуры. При творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой. В изделиях – частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Но в силу прогресса ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и лёгкая доступность вещей делают из нас потребителей. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному миру, к старинным традициям, ребёнок может только через свой собственный труд. Внедрение в организацию педагогического процесса по коррекции речи и развитию мелкой моторики руки обучение детей старшего дошкольного возраста технике вышивки крестом. Пояс – оберег. Давних времен ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.». Часть одежды, человека принимающая форму круга повсеместно употребляется в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада. 29 С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок. Задачи модуля «Народное искусство»: - дать представления о народных промыслах (городецкая, хохломская, жостовская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская, глиняная игрушки, деревянная богородская и семёновская матрёшка, вологодские кружева, Повлово - Посадские шали, изделия из бересты); -учить различать изделия разных народных промыслов; -развивать интерес к вышивке, дать представления о вышивке, характерной для Уральского региона, -учить соблюдать технику безопасности в работе с иглой, ножницами, выполнять правила работы с ниткой, иглой (отрезание нужной длины нитки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелка и т.д.; -учить вышивать «крестом», создавая узор и предметное изображение; - дать представление о народной крестьянской кукле, о традиционной кукле для Урала; - формировать умения самостоятельно создавать тряпичную куклу. Содержание модуля «Народное искусство» Для детей 3-4 лет: Дети знакомятся с народным искусством через знакомые им игрушки, которые им доступны. Искренне радуются, увидев своеобразную «филимоновскую» игрушку, красавиц матрёшек. Этими изделиями они не только любуются, но и им предлагается самим быть мастерами ремесленниками, изображать предметы округлой, овальной и прямоугольной формы. Учить украшать различные силуэты, воспитывать интерес к лепке. Осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором: потешки, песенки, сказки, загадки. 1. «Собачка»: показ, художественное слово (потешки, скороговорки), роспись силуэта. 2. «Тарелочка для собачки»: создание узора в стиле «филимоновской игрушки» по кругу. 30 3. «Петушок, петушок золотой гребешок»: показ «филимоновской игрушки», художественное слово (потешки), показ способа лепки петушка, мало подвижная игра. 4. «Ай да игрушки» (совместно с родителями): потешки, малоподвижная игра, роспись игрушек, пение песенки «Петушок» 5. «Дорожка для матрёшки»: показ новых игрушек, выделение особенностей, художественное слово (потешки), роспись силуэта. 6. «Собери матрёшку»: показ, обыгрывание «Собери матрёшку», наклеивание, художественное слово. 7. «Сарафан для матрёшки»: показ игрушек, выделение особенностей украшения одежды матрёшек, художественное слово (потешки), упражнение. 8. «Нарядим матрёшку в гости»: показ игрушек, выделение внешнего вида матрёшки, художественное слово (потешки), упражнение. 9. «Полянка для матрёшки»: рассматривание, печатание. 10. «Домик для матрёшки»: рассказывание, рассматривание украшение, обыгрывание. 11. «Какое настроение у матрёшки» (совместно с родителями): рассматривание, упражнение, дидактическая игра, рисование. 12. «Подружка для матрёшки»: потешки, роспись силуэтов матрёшки, малоподвижная игра. Для детей 4-5 лет: «Дымковская игрушка» - знакомство - роспись силуэта - лепка - роспись изделия - совместное занятие с родителями Для детей 5-6 лет: 1. «Какие разные куклы»: чтение сказок, рассматривание кукол, выделение их особенностей и различий. 2.«Бессонница» - кукла оберёг (знакомство): рассматривание кукол, беседа. 3.«Бессонница» (голова): показ приема набивания головы ватой, связывание и фиксирующего узла. 4.«Бессонница» (руки, ноги): показ приема связывания узлов. 5.«Бессонница» (наряд для куклы): показ приема одевания куклы. 6. Выставка для родителей «Народная текстильная игрушка»: чтение сказок, рассматривание кукол, выделение их особенностей и различий. 31 Кукла Бессонница служила оберегом, защищающим малыша от темных сил, сглаза. Эта простейшая по исполнению узелковая кукла делалась из двух квадратных лоскутов ткани или же двух платков, игла и ножницы при этом не использовались. У русского народа узел был защитой от колдовства, отголосок этого поверья сохранился и поныне. «Завязать на память узел» означает не забыть о чем-либо, сохранить в голове. Голову куклы иногда набивали мятой или любой другой успокаивающей травой. Когда клали куклу Бессонницу рядом с ребенком в колыбель, говорили: «Сонница-бессонница» играй куколкой, а не «дитяткой». Также давали куклу ребенку, чтобы он перестал беспокоиться. Ведь если ребенок возьмет куклу и, прижав к себе, вдохнет аромат успокаивающих трав, то на него это подействует благотворно. И вот дитя уже перестало плакать и умиротворенно и спокойно заснуло. Так в русской кукле Бессоннице одновременно уживаются игровая и сакральная направленность. Куклу Бессонницу очень легко и быстро сделать, также как зайчика на пальчик или птичку. Для детей 6- 7 лет: 1. «Встреча с интересным человеком» (вышивка): рассказывание, показ, рассматривание работ, упражнение в завязывание узелков. 2. Искусство вышивания: рассказывание, показ, рассматривание работ, упражнение в завязывание узелков. 3. Уральский пояс: рассказывание о значение пояса, показ, рассматривание схем, упражнение завязывание узелков на нитке, вышивание швом «крест». 4. Уральские символы: рассказывание о значение символов – оберегов, рассматривание схем. 5. Фартук для куклы «крупенички»: упражнение в завязывание узелков, вышив«Салфетка» (вышивка крестом «крест»): упражнение в завязывание узелков, вышивание «крестом». Подарок (вышивка крестом «крест»):рассказывание об использование вышивки в качестве подарка, рассматривание схем, вышив 32 Учебно-тематический план по модулю «Народное искусство» для детей 3-4лет Количество Модуль Тема часов «Народное «Филимоновские игрушки» искусство» 2 «Лошадки» 1 «Козочка» 1 «Цыплята» 1 «Барыня» 1 «Собачка» 1 «Тарелочка для собачки» 1 «Петушок, петушок золотой 1 гребешок» «Ай да игрушки» (совместно 1 с родителями) «Собери матрёшку» 1 «Сарафан для матрёшки» 1 «Нарядим матрёшку в гости» 1 «Домик для матрёшки» 2 «Какое настроение у 1 матрёшки»(совместно с родителями) Итого по модулю: 16 Учебно-тематический план по модулю « Народное искусство» для детей 4-5 лет Количество Модуль Тема часов «Народное искусство» 2 «Дымковские игрушки» «Ткань для платья» по мотивам дымковской росписи «Лошадка» «Барыня» «Фартук для няни» «Индюшонок» (по мотивам дымковской игрушки) «Поросята» (роспись глиняной игрушки) «Гусиная семейка» 1 1 1 1 1 1 2 33 Итого по модулю: 10 Учебно-тематический план по модулю « Народное искусство» для детей 5-6лет Модуль «Народное искусство» Тема Какие разные куклы. «Бессонница» - кукла оберёг (знакомство) «Бессонница» (голова) «Бессонница» (руки, ноги) «Бессонница» (наряд для куклы) «Кувадка» (скрутка). Знакомство «Кувадка» (сапожки) «Кувадка» одежда для куклы совместно с родителями Итого по модулю: Количество часов 2 1 1 2 2 2 1 1 12 Учебно-тематический план по модулю « Народное искусство» для детей 6-7 лет Модуль «Народное искусство» Тема « Уральская кукла» (беседа) «Кувадка» «Завяжи узелки» «Сделай куклу» «Встреча с интересным человеком» «Узелковые куклы» (зайчик) «Пеленашка» «Знакомство с народными традициями и куклой крупеничкой» Мешочек – основа куклы крупенички Голова и руки. Количество часов 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 34 Фартук для куклы «крупенички» Нарядим крупеничку. «Крупеничка» совместно с родителями. «Искусство вышивания» «Уральский пояс» Уральские символы «Салфетка»(вышивка крестом «крест») Подарок (вышивка крестом «крест») Итого по модулю: 1 2 1 2 2 3 4 4 32 Планируемые результаты: Модуль « Народное искусство» для детей 3-4 лет К концу года дети будут знать: - о народной игрушке матрешке; -о народной филимоновской игрушке ; - о способах украшения силуэта филимоновской игрушки, матрешки. Будут уметь: -различать и называть народные игрушки (матрешек, филимоновские игрушки); - украшать силуэты матрешки, «наряды» для матрешки; -создавать узоры в стиле филимоновской росписи; - украшать силуэты филимоновских игрушек. Модуль « Народное искусство» для детей 4-5 лет К концу года дети будут знать: --названия народных игрушек; -о народной дымковской игрушке ; - о способах украшения силуэта дымковской игрушки; -о приемах лепки дымковской игрушки. Будут уметь: --различать и называть народные игрушки; -лепить дымковские игрушки из глины; -украшать вылепленные игрушки дымковской росписью. Модуль « Народное искусство» для детей 5-6 лет К концу года дети будут знать: - о декоративно-прикладном искусстве; 35 - о традиционной уральской кукле; - технику безопасности в работе с иглой, ножницами, выполнять правила работы с ниткой, иглой (отрезание нужной длины нитки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелка и т.д.; Будут уметь: -различать изделия народных промыслов; -пришивать швом «вперед иголкой»; -владеть приемами работы с тканью(скручивание в рулон, вытягивание узелков, завязывание в узел, обматывание); -самостоятельно создавать тряпичную куклу («Бессонницу»); - соблюдать технику безопасности в работе с иглой, ножницами, выполнять правила работы с ниткой, иглой (отрезание нужной длины нитки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелка и т.д.). Модуль « Народное искусство» для детей 6-7лет К концу года дети будут знать: - о народных промыслах (городецкая, хохломская, жостовская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская, глиняная игрушки, деревянная богородская и семёновская матрёшка, вологодские кружева, Повлово - Посадские шали, изделия из бересты; - о народной тряпичной кукле, о традиционной кукле Урала; - технику безопасности в работе с иглой, ножницами, выполнять правила работы с ниткой, иглой (отрезание нужной длины нитки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелка и т.д.; - технику вышивания «крестом» Будут уметь: -различать изделия народных промыслов; -самостоятельно создавать тряпичную куклу; -самостоятельно вышивать швом «крест»; -украшать вышивкой одежду для кукол; - соблюдать технику безопасности в работе с иглой, ножницами, выполнять правила работы с ниткой, иглой (отрезание нужной длины нитки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелка и т.д.) 36 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Кадровые условия. Дополнительную общеобразовательную программу- дополнительную общеразвивающую программу для детей 3-7 лет художественной направленности «Сувенир» реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю художественной направленности (изобразительная деятельность) без предъявления требований к стажу работы. Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей образовательной программой («Сувенир»). Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей воспитанников, основы их творческой деятельности; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта воспитанниками разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии 37 диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. 3.2. Материально-техническое обеспечение Технические Предметно-пространственная развивающая среда средства обучения пространственная предметная Изостудия. Оборудование: Телевизор; столы-5, стулья(детские)-10; видеомагнитофон; мольберты-2: мультимедиодоска-1; проектор; шкафы для пособий и ноутбук: методической литературы-3; принтер. тумба для материалов продуктивной деятельности -3; выставочные полки-2. Материалы для продуктивной деятельности: краски акварельные (по количестве детей), гуашь, цветные карандаши. фломастеры, восковые малки, тушь; бумага разного цвета и формата; ножницы ( по количеству детей), цветная бумага, картон (разного цвета и размера), лоскут ткани( разный), материал для вышивки, материал для объемной аппликации, для поделок из природного материала; кисти разных номеров; пластилин, глина, клей. 38 комплект инструментов для шитья (ножницы, нитки, иголки, булавки, мелки, пяльцы, лекала, линейки) - 10 комплектов. Демонстрационный материал: предметы быта: стол, лавка, сундук и др. предметы домашнего обихода: прялка, веретено, коромысло, ухват и др. предметы посуды: кочерга, щипчики, самовар, чугунок и др. предметы декоративноприкладного искусства: подносы; разделочные доски; -шкатулки из уральских камней; коллекции: уральские камни; образцы ювелирных изделий ( бусы, кольца, серьги, броши и пр.) фотоальбомы: образцы ювелирных изделий; мастера камнерезного искусства; уральские камни; русская народная изба; предметы быта; народные шумовые и музыкальные инструменты; куклы в русских народных костюмах. мини-музей народных промыслов; 39 комплекты художественных материалов, инструментов и оборудования; комплекты образцов для декоративного, сюжетного рисования, предметов для рисования с натуры; наборы тематических плакатов; комплекты для аппликации бумаги, ткани и природного материала; комплекты для лепки из пластилина, глины, соленого и сдобного теста; незавершенные композиции; материалы для сотворчества детей с педагогом и родителями; комплекты картин. Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебнометодическими изданиями Наименование образовательно й программы, в том числе профессии, специальности, уровень образования (при наличии) (с указанием наименований предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом по каждой заявленной образовательно й программе) . Автор, название, год издания учебного, учебнометодического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Вид образователь ного и информацио нного ресурса (печатный / электронный ) 40 Дополнительна я общеобразовате льная программа – дополнительная общеразвиваю щая программа для детей дошкольного возраста (37лет) художественно й направленности «Сувенир»: «Декоративное рисование» «Поделки из природного материала» «Оригами» «Декоративная аппликация» «Народное искусство» 1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 147 с. 2.Берстенева Е., Догаева Н. Традиционная народная кукла своими руками. М.:Белый город, 2010- 111с. 3.Гудилина С.И.Чудеса своими рукамиМ.:Аквариум, 1998, - 264с. 4.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998,-208 с. 5. Гирнд С. Разноцветные поделки из природнх материалов.М.:Рольф.2001.-192с. 6.Дегтярева Т., Дегтярева Н. Умные поделки. – М.: «Лист».1999.- 134с. 7.Дайн Г.Л. Дайн М. Б.. Русская тряпичная кукла. М.: Культура и традиции. 2007. 120 с. 8.Екатеринбургские мастера декоративноприкладного искусства. Каталог выставки. Екатеринбург. 2008. 9.Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.-М.: Просвещение: Учебная литература.1996.-160с. 10.Котова И.Н. , Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб.: «Паритет», 2006.240 с. 11. Плотникова Т.техника вышивания крестом. Приемы. Хитрости.Узоры. Ростов-на Дону: Издаьельский дом «Владис».2008.-192с. 12.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/Сост. Н.К. Беспятова. – 2-е изд. – М.:Айрис – перс, 2004. – 176 с. 13.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М.:ЦГЛ, 2005.-128С. 14.Максимова М. кузьмина М. Вышивка.М.:ЭКСМО 2003, 61с. 15.Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Изж-во «Российское педагогическое агенство», 1997.-208 с. 16.Народное искусство Урала. Традиционный костюм. Под ред А.А.Бобрихина Екатеринбург. Изд-во «Баск», 2006,112 с. печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный 41 17.Новикова И.В. Аппликаци из природных материалов в детском саду. Ярославль. Академия развития.2008.-80с. 18.Савенков А.И.Деетская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Педагогическое общество России,1999.-220с. 19.СалагаеваЛ.М. Объемные картинки: Учебнометодическое пособие для дошкольников. СПб: Детство-пресс: 2007 – 64. 20.СидороваН.Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала. Екатеринбург, 2006. 85 с. 21.Серанова Т. Оригами для всей семьи. М.: Айсберг-пресс. 2008.-192с. 22.Тарабанина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: ООО «Академия развития», 2000. 23.Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX в.в. Екатеринбург.:ИД «Сократ». 2001.-128с. 24.Шайдукова Н.В. Веселые матрешеи.СПб:детсво –Пресс, 2008.-64с. 25.Шестакова А.В.Росток. – Челябинск: «Межрайонная типография», 2003.-128 с. 26 Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста. .http://allbest.ru/k2c0a65625b2ac78a4c43a89421306d27.html 27. Развитие творческих способностей младших дошкольников при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством. http://www.ozedu.ru/node/1983 28.Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства. https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou60/rod/page697097.htm /page1232085.htm печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный электронны й электронны й электронны й электронны й 42 29. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. http://tmndetsady.ru/metodicheskiykabinet/programmyi/news2362.html\ 30.Методика обучения декоративноприкладному искусству в учреждении дополнительного образования. http://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=465231. электронны й электронны й Обучение детей дошкольного возраста декоративно – прикладным искусством http://detskij-dvorik.ru/musicchild/item/74training-of-preschool-childrens-decorative-andapplied-art.html 3.3. Организационные условия Учебный план дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (3-7 лет) художественной направленности «Сувенир» Содержание Возрастные группы/ количество занятий и длительность в образования минутах (Модули) 2 младшая Средняя Старшая Подготовительн группа группа группа (5-6 ая группа (6-7 (3-4 года) (4-5 лет) лет) лет) Колич. Длит. в заняти минута й х 12 Колич. Длит. в заняти минута й х Колич заняти й Длит. в минута х Колич. занятий Длит. в минута х Художественная направленность 15 «Декоративн ое рисование» 43 «Поделки из природного материала» «Оригами» «Декоративн 8 ая аппликация» «Народное 16 искусство» Всего 36 занятий: 12 20 12 25 15 8 6 20 20 8 4 25 25 4 30 15 10 20 12 25 32 30 36 36 36 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста (3-7 лет) художественной направленности «Сувенир» Содержание Количество возрастных групп Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Продолжительность занятия по дополнительной общеобразовательной программе (вторая половина дня) Количество занятий в неделю по дополнительной общеобразовательной программе Сроки проведения мониторинга Праздничные дни 2 младшая группа 3-4 года 1 Средняя группа Старшая группа Подготовит. группа 4-5 лет 1 5-6 лет 1 6-7 лет 1 36 недель 5 дней 36 недель 36 недель 36 недель 5 дней 5 дней 5 дней 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут 1 1 1 1 Согласно тематическому планированию 4 ноября, 1-11 января, 23 февраля, 7-9 марта, 1-4, 11 мая 44 Младшая группа (3-4 года) Старшая группа (5-6 лет) Подгот.группа (6-7 лет) Изостудия «Сувенир» 15.30-15.45 Изостудия «Сувенир» 15.30-16.00 среда вторник Средняя группа (4-5 лет) Изостудия «Сувенир» 15.30-15.50 понедельни к Дни недели Расписание дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (3 -7 лет) художественной направленности «Сувенир» пятница четверг Изостудия «Сувенир» 15.30-15.55 Длительность 15мин. Физминутки 2-3 мин. Длительность 15мин. Физминутки 2-3 мин. Длительность 15мин. Физминутки 2-3 мин. Длительность 15мин. Физминутки 2-3 мин. 45